Путь поэта-пророка Коста Хетагурова

Снимок экрана 2015-07-16 в 16.44.10

Общность исторической судьбы осетин (алан) и русских была предопределена в глубокой древности, когда дуалистические идеи проникли в славянский мир, и было сформировано общее иранославянское мировоззрение. Поэтому, несмотря на всю воинственность алан, пребывавших в постоянных походах, история не знает случая, чтобы они вели войну против своих северных соседей – славянских племен. более того, аланы (ассы), эти универсальные воины оберегали и защищали славянские народы от набегов норманов (варягов), азиатских племен. издревле взаимоотношения между этими народами носили мирный характер, скрепляемый междинастическими браками.

Русская протоистория хранит много свидетельств духовной близости алан (осетин) и русских. Несмотря на то, что теория М.В. Ломоносова, согласно которой предками руссов были роксаланы (светлые аланы) не выдержала испытания временем, тем не менее, великий мыслитель не ошибался в близости их мировоззрений и исторических судеб. Само происхождение этнического термина – русс, восходит к скифо-аланскому миру. Русская нация, заняв в XV веке доминирующее положение в евразийской (скифской) степи, закономерно стала правопреемницей духовных традиций аланско- го мира.

Лучшим подтверждением сказанному могут служить строки глубоко духовных, идеологизи- рованных произведений Хетагкаты Коста:

Весь мир – мой храм,

любовь – моя святыня,

Вселенная – отечество мое.

Из того же ряда:

Как сладко за свою свободу,
Как мысль беспомощную жаль.

Обнять весь мир, постичь природу,

В надзвездную проникнуть даль…

Космическая поэзия Коста не оставляет никаких сомнений относительно его арианского (индоевропейского) восприятия вселенной. От познания «надзвездной дали», к сопереживанию будням самого обездоленного из обездоленных – батрака, самого обездоленного народа и есть путь избранный поэтом, предрешивший его бессмертие.

Уæд фос куыд уарзта!
 Фæсал сын ласта
 Йæ салд æрчъийæ!
 Йæ зард нæ уагъта,
 Фæндыр ыскъахта
 Бæрз-бызычъийæ…

Может показаться, что это совершенно разные направления в творчестве поэта, но это не так, это разные стороны его всеохвтывающего, поистине вселенского подхода к рассмотрению сути человеческого бытия. Одухотворенность творений Коста не объясняется исключительно его гениальностью, это проявление его индоевропейского происхождения и миропонимания.

Политические течения XIX-XXI веков не смогли, в силу своей ограниченности, вместить в себя духовное мировоззрение осетинского народа ирон æгъдау, носителем которого являлся Коста. Отсюда вся несостоятельность и тщетность попыток политтехнологов XX-XXI столетия обрядить осетинского пророка то в форму социал-демократа, то разночинца или революционера-народника. Подобно тому, как величественная осетинская эпопея о нартах объединила и сблизила миропонимание народов Кавказа, правдивые, удивительно цельные образы из народной жизни сделали Хетагкаты Коста дорогим сердцу каждого человека.

Так кем же был Коста для осетинского народа и народов мира? Какая судьба ему была уготована Всевышним? Какой жизненный, духовный путь им был пройден?

Ответы на эти животрепещущие, жизненно важные вопросы и сегодня в нашей национальной среде, к величайшему сожалению, повисают в воздухе. Русская православная церковь, поняв всю непреходящую значимость просветительской деятельности Коста, возвела его в лик святых, а осетинский народ продолжает безмолвствовать.

Говорят, нет такого народа, которому бы в определенное время высшие силы не прислали своего пророка. Чаще они приходят в образе поэтов. Наверное, потому, что поэты ближе всех стоят к национальным духовным истокам, их открытость позволяет им больше остальных брать из этих истоков и в конце концов самим становится источником духовных ценностей. Таков и Коста. Наделенный властью над умами и сердцами своих соотечественников, он имел особе предназна- чение: в творчестве выражать сокровенные чаяния осетинского народа. Сквозь гнев, скорбь и тоску пробивается горячая любовь поэта к родным горам, к жизни, к глубоким и древним национальным традициям.

Дар поэта-пророка, осетинского народа, затерявшегося в труднодоступных ущельях священных Кавказских гор, Коста поставил на службу делу его национального возрождения. Он дал мощный импульс развитию осетинского языка и литературы. Без надлежащей опоры на какую-либо литературную письменную традицию создать литературный язык под силу разве только пророкам. Коста создал новую литературу – осетинскую – и включил ее в контекст мировой культуры.

Есть еще одна особенность у поэта-пророка – он вечен. Сегодня, читая стихотворения Коста, возникает ощущение, что он говорил и писал именно о нашем времени, о наших национальных проблемах, порицал пороки нашего общества.

Поэтому сегодня здесь и сейчас на первом Всеосетинском Национальном форуме «ALANIA» мы, осетинский народ, осознав все величие Коста и его бессметных произведений, должны во всеуслышание заявить о том, что Коста был и остается пророком, рожденным и воспитанным по провидению Всевышнего в нашей национальной среде. Таков был Божий промысел, и мы не вправе и далее этого не понимать. Подобно другим пророкам, вышедшим из скифо-сармато-аланского мира он нес народам свет истинной веры и духовного просвещения, источником которого является ирон æгъдау.

Делегаты первого Всеосетинского Национального форума в год празднования 155 годовщины со дня рождения поэта (2014 г.), учитывая пройденный им мессианский путь, во всеуслышание заявляют: Коста, по воле Всевышнего, является поэтом-пророком.

№2 (2), октябрь 2014 г.

Join the discussion

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *