Астральный культурный код

Солнце

Школа-студия Ларисы ФИДАРАТИ

  Восстановленный солярный календарь индоев­ропейцев — ирон мæйрадуаг — относится к высоко­информационно насыщенным источникам изучения интеллектуальной и духовной сфер жизни архаич­ных народов. Величественные образы богов и ге­роев древних мифов становятся понятнее и ближе благодаря календарно-астральному прочтению.

Генеалогическая легенда скифов о 4-х пред­метах, упавших с неба и горящих неземным ог­нем, укладывается в образно-знаковую систему календаря — меч, чаша, плуг и ярмо. В астраль­ном календаре соха — дар небесного кузнеца Курдалагона, чаша — священный атрибут солнечного героя Сослана (чаша Уацамонга имеет 7 делений), сияющий меч — дар Золотокрылого Уастырджи. В Солнечном календаре эта ипостась представлена диагональю Уастырджи — Афсати. Небесный меч фиксирует границу самого темного времени года, когда Солнце 22 ноября входит в созвездие Скор­пиона и теряет свою мощь и силу будучи «укушен­ным Скорпионом». В этот временной отрезок года, когда торжествует тьма, светоносный меч Уастыр­джи освещает Духовный Путь — Ирон Фæндаг, под­держивая людей. Поэтому в последнюю неделю ноября благодарные ир-ас-аланы (осетины) отме­чают свой самый главный в году праздник, посвя­щенный Уастырджи. Гимны-молитвословия в честь небожителя призваны прославлять и воспевать по­бедителя сил тьмы (зла), а так же помогать Солнцу в его движении по небосклону.

Схожий мифологический сюжет встречается в египетских священных текстах. Сын Великой Бо­гини Исиды солнечный бог Гор (Хор) был укушен скорпионом и мучительно умирал. Бог Солнца Ра, проплывая в своей небесной ладье, увидел сына Исиды и отправил на помощь ему бога мудрости Тота (луч — энергия Ра), который с помощью гимнов заклинаний вывел яд из Гора. Аналогия с текстом Нартиады полная.

В легендах о короле Артуре — круглый стол с ча­шей в центре и рыцари, жаждущие подвига, стран­ствующие в поисках чаши Грааля, воплощают ту же идею солнечного календаря. То есть, аналогия со структурой ирон мæйрадуага абсолютная.

В «Песне о Нибелунгах» герой Зигфрид — побе­дитель Дракона, властелин волшебного меча. В Со­лярном календаре дракон соответствует летнему солнцестоянию, победе над врагами, женитьбе на дочери солнца. Покорив дракона, Зигфрид приоб­щается к высшей мудрости и становится всезнаю­щим и неуязвимым. В том же ряду стоят скандинав­ские эдды. Здесь верховный Бог Один восседает на восьминогом коне, а мировое древо Игдрассиль называют конем Одина, отождествляя Бога с Дре­вом и центром мироздания. Одина сопровождают 2 волка. В солнечном календаре народа ир Один соответствует вертикальной оси рыба — дракон, а два волка — это календарные даты равноденствий и соответствующие им празднования в честь покро­вителя волков Тутыра. На санскрите волк и слово плуг являются сино­нимами. В Нартиаде Курдалагон (волк) дарит лю­дям соху.

В Ведических гимнах, сложившихся в эпоху индо-скифского царства (2-3 тыс. лет до н.э.), есть образ перепелки в пасти волка, объяснить который не могут ни комментаторы гимнов, ни ученные. Вос­созданный солярный осетинский календарь дает безупречную расшифровку этого образа: диагональ — Курдалагон (волк) и Галагон (птица) читается в терминах внутренней алхимии как рождение — за­калка металла — души из огненной пасти кузнечно­го горна. А птица — это символ обновленной души. Следовательно, «спасти перепелку из пасти волка» есть процесс трансмутации души.

В египетской мифологии Упуат — божество с головой волка, считается открывателем путей. С учетом выше сказанного становится понятно, что и здесь речь идет о духовном пути — восхождении, который визуально выявляется через солнечный календарь.

В русской мифологии солярное божество Даждь-Бог рожден, как и нарт Сослан, из синего камня. Он путешествует по свету, совершает под­виги, женится на небесной деве, попадает в сети к темным силам и распинается ими на скале. Други­ми словами, Даждь-Бог проходит все этапы годово­го движения Солнца согласно внутренней алхимии.

Календарно-астрономическая символика про­сматривается не только в мифологии, но и в пред­метах искусства. По мнению В.Е. Ларичева «Столь настойчивое (на протяжении многих веков!) следо­вание одним и тем же информационным традици­ям объясняется просто — в такого рода предметах искусства запечатлевались фундаментальные, не подлежащие забвению сведения о временных и пространственных представлениях создателей культур дописьменной истории человечества».

Солярные информационные коды были зало­жены старшими поколенииями народа ир и в хоре­ографическом искусстве. Здесь танец, выступает в качестве одной из визуальных форм его духовного самовыражения. Поэтому в основе многих ритуаль­ных танцев ир-ас-алан (осетин) тоже лежит астро­номический принцип.

Махарбек Туганов оставил зарисовки этих старинных хореографических шедевров, которые вытанцовывались на носках и мужчинами и женщинами. Народный художник, посвященный в тайны сакральной осетинской традиции, запечатлел схему танца – мистерии, в котором движение по восьмисегментному кругу акцентируется восемью малыми кругами, воспроизводя годовое движение Солнца. Осетинский круговой танец органично входит в структуру солнечной символики. Он не­посредственно связан с поклонением Солнцу и традицией вознесения благодарственных кувдов (гимнов) Творцу во время календарных праздни­ков. В круговом танце люди ощущали себя частью солнечной системы, улавливали ее животворящие ритмы. На рисунке М. Туганова обращает на себя внимание пластически — образное решение глубин­ной идеи этого танца — «подъема», «восхождения» к свету — Солнцу. Отсюда, исполнение танца строго на носках как имитация мистического полета. Это и есть сакральный танец — молитва в движении. Кос­мологическая символика танца соответствует мифоэпическим и культурным традициям народа ир.

По существу, речь идет о канонизации в тан­це самых значимых явлений природы, выявля­ющих посредством хореографических образов и знаков мировоззрение и духовное бытие осе­тинского народа.

№1 (4), март 2015 г.

Join the discussion

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *