Священный статус: «Царциаты таурæгъта», Нарты кадджытæ» «Даредзанты кадджытæ»

таурахта

ОБРАЩЕНИЕ I НАЦИОНАЛЬНОГО ФОРУМА ALANIA

О ПРИДАНИИ СВЯЩЕННОГО (САКРАЛЬНОГО) СТАТУСА «ЦАРЦИАТЫ ТАУРÆГЪТА», «НАРТЫ КАДДЖЫТÆ», «ДАРЕДЗАНТЫ КАДДЖЫТÆ»

(принято на первом «Национальном форуме ALANIA» 18 мая 2014 г.)

 

Суть духовного мировоззрения наро­да ир наиболее наглядно запечатлена в героическом «Нартовском эпосе». Ярко выраженный созерцательный характер, присущий мышлению народа ир с древ­нейших времен, обусловил то непре­ложное обстоятельство, что по много­образию персонажей, многоуровневой структуре и архаичности он превосходит все известные мировой науке памятники устного эпического творчества. С момен­та их выхода в свет научный и религиоз­ный мир получил не только возможность первопрочтения истории развития индо­европейской цивилизации, но и позна­ния основ их духовного мировоззрения, верований. «Нарты кадджытæ» не были омертвлены ортодоксальным мышлени­ем государственных чиновников, рели­гиозных иерархов и донесли до читате­лей истоки самобытной национальной культуры народа ир, его духовное миро­воззрение. Это, своего рода, Универсум — Модель Вселенной, описанная в ино­сказательной, поэтико-мифологической форме. Здесь новое, познанное, никогда не превращается в догму. Оно всегда ведет исключительно к расширению го­ризонтов непознанного. Поэтому люди в нем находили, находят и вечно будут находить новые знания в самых разных областях. В этом, заключается их все­мирно-историческое значение. Запе­чатленная в Нартиаде извечная борьба двух переплетающихся начал — светло­го (Narta) и темного (Vayu), пронизывая весь героический эпос о нартах — детях солнца, придает ему монументальный, вселенский характер. Центральное ме­сто в этой борьбе занимает боготворя­щая, жизнь созидающая, вечность и сла­ву дающая идея — жить ради Подвига.

В одной, казалось бы, простой жиз­ненной формуле — жить ради Подвига, сконцентрирован весь смысл многочис­ленных заповедей христианства, буддиз­ма, гат зороастризма, сур ислама, первооснов религии древних иудеев. В широком, духовном смысле этого поня­тия, свершается там и тогда, когда про­исходит сверхусилие, перенапряжение воли, духа и физических сил человека или народа. Именно этим мгновениям человечество обязано появлению бес­смертных произведений искусства и ли­тературы, научных открытий, меняющих наши представления об устройстве окру­жающего мира, свершениям в ратных делах, рождению новых этносов и пас­сионариев. Подвиг олицетворяет победу светлого начала — æгъдау над тьмой — æнæгъдау.

Таким образом, æгъдау выступает как симбиоз мифа и поэзии. Именно по­этическая основа «Царциаты таурæгъ­тæ», «Нарты кадджытæ», «Даредзанты кадджытæ» и явилась тем универсаль­ным информационным носителем, про­несшим æгъдау через многие тысячеле­тия, сохранив его в первозданной форме. Осетинский народ в рассматриваемом контексте выступает в качестве един­ственного и непосредственного носителя этой духовной культуры. В свою очередь вся горная часть территории историче­ской Алании является последним мате­риальным бастионом, хранящим это ду­ховное наследие.

Поэтому сегодня настало время уйти от бытового восприятия сакральных (священных) текстов «Царциаты тау­рæгътæ», «Нарты кадджытæ», «Даред­занты кадджытæ», которое принижает, умаляет их непреходящую общенацио­нальную значимость. Они должны занять подобающее им вы­сокое место в духовной жизни осетинско­го народа. С этой целью участники пер­вого «Национального форума ALANIA» руководствуясь обычным правом осе­тинского народа, констатируют (объявля­ют) их священный статус. Только так мы сможем сохранить духовное наследие, завещанное нам предками.

№1 (1), сентябрь 2014 г.

Join the discussion

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *