Основополагающее значение для судеб народа ир (осетин) имеет правильное представление о сущностных основах духовного мировоззрения – ирон æгъдау
Однако при всей многочисленности публикаций, посвященных данной тематике так и не сформулирован ответ на ключевой вопрос – что из себя представляет первомысль, первоидея, вложенная в сознание и подсознание индивидуума на заре возникновения человеческой цивилизации.
Во многом по этой причине национальная картина мира ир-ас-аланского народа на сегодняшний день не имеет законченных форм и четких очертаний. Сказанное предопределило необходимость дать наглядное представление о том, через какие мыслеформы и идеалы происходит воплощение ирон æгъдау в повседневной жизни.
Решение выше поставленной задачи наталкивается на труднопреодолимое препятствие, суть которого вытекает из положения, сформулированного мыслителями древности: «Так как Истина лежит вне пределов рассудка, то она и не может быть выражена словами». Вместе с тем, в самой природе человека заложено неистребимое стремление к познанию Истины. Данное стремление, по-видимому, и превращает человека из особи, удовлетворяющей исключительно свои материальные потребности, в существо думающее, удовлетворяющее свои духовные потребности.
Суть духовного мировоззрения народа ир наиболее наглядно запечатлена в героическом «Нартовском эпосе». Ярко выраженный созерцательный характер, присущий мышлению народа ир с древнейших времен, обусловил то непреложное обстоятельство, что по многообразию персонажей, многоуровневой структуре и архаичности он превосходит все известные мировой науке памятники устного эпического творчества. С момента их выхода в свет научный и религиозный мир получил не только возможность первопрочтения истории развития индоевропейской цивилизации, но и познания основ их духовного мировоззрения, верований.
«Нарты кадджытæ» не были омертвлены ортодоксальным мышлением государственных чиновников, религиозных иерархов и донесли до читателей истоки самобытной национальной культуры народа ир, его духовное мировоззрение. Это своего рода Универсум – модель Вселенной, описанная в иносказательной, поэтико-мифологической форме. Здесь новое, познанное никогда не превращается в догму. Оно всегда ведет исключительно к расширению горизонтов непознанного. Поэтому люди в нем находили, находят и вечно будут находить новые знания в самых разных областях. В этом, по-видимому, и заключается их всемирно-историческое значение.
Отсюда, ответ на выше поставленный вопрос видится в извечной борьбе двух переплетающихся начал – светлого (Narta) и темного (Vayu), которая, пронизывая весь героический эпос о нартах – детях солнца, придает ему монументальный, вселенский характер. Центральное место в этой борьбе занимает боготворящая, жизнь созидающая, вечность и славу дающая идея – жить ради Подвига.
В одной, казалось бы, простой жизненной формуле – жить ради Подвига, сконцентрирован весь смысл многочисленных заповедей христианства, буддизма, гат зороастризма, сур ислама, первооснов религии древних иудеев. Подвиг, в широком, духовном смысле этого понятия, свершается там и тогда, когда происходит сверхусилие, перенапряжение воли, духа и физических сил человека или народа. Именно этим мгновениям человечество обязано появлению бессмертных произведений искусства и литературы, научных открытий, меняющих наши представления об устройстве окружающего мира, свершениям в ратных делах, рождению новых этносов и пассионариев.
Подвиг олицетворяет победу светлого начала (æгъдау) над тьмой (æнæгъдау). Очевидный бескомпромиссный характер ир-ас-аланской идеологии предъявляет повышенные морально-этические требования к ее носителям, не допускает толкования, двусмысленности в поведении. «Быть лучшим всегда и во всем – такова была idee fixe виднейших нартов». В этом заключается ее основное отличие от религиозных учений. В основе мировых религий, как известно, лежат четко сформулированные и постулируемые человеческим сообществом следующие положения (заповеди): не укради; не убей; не прелюбодействуй; люби ближнего своего, как самого себя; почитай отца своего и т. д. Неукоснительное следование вышеприведенным заповедям требует от человека значительных затрат психической и физической энергии. По существу, реализация (следование) каждой заповеди и есть сверхусилие, которое человек призван осуществлять ежедневно на протяжении всей своей жизни. Внутренняя борьба человека с самим собой, как следствие сопротивления низменным страстям (порокам), преодоление невзгод увеличивает его силу и укрепляет его дух.
Надо полагать, данное обстоятельство и делает из человека как биологического вида человека в широком духовном смысле этого понятия, что, в итоге, обусловливает прогресс всего сущего. В случае отсутствия вышеуказанной борьбы, олицетворением которой является Подвиг, неизбежно усиливается регресс (деградация) человека, межличностных отношений и человеческого общества в целом.
Основополагающая заповедь Иисуса Христа «Возлюби ближнего своего, как самого себя», возведенная иерархами христианской церкви в духовный постулат христианского мира, тоже является следствием совершаемого человеком Подвига. Любовь – это в первую очередь проявление жертвенности по отношению к любимому человеку, будь то родители, супруг, дети и т. д. Все остальные известные человечеству заповеди также являются производными от общего начала – Подвига.
Не прелюбодействуй – борьба человека с соблазном, как проявлением низменной морали. Не укради – борьба человека с алчностью и чувством наживы. Известно, что побудительным мотивом всех убийств является зависть и ненависть, как проявление низменных человеческих инстинктов. Поэтому исполнение заповеди «не убей», как и всех остальных заповедей (положений), являющихся краеугольным камнем мировых религий, есть победа человека над своими слабостями, т. е. – Подвиг. Отсюда, индоиранская заповедь – жить ради Подвига, является духовной константой человеческой цивилизации, данной ему Высшим Разумом.
«Универсальное» свойство идеи жить ради Подвига подтверждается тем, что все существующие многочисленные заповеди, содержащиеся в мировых религиях, совершенно естественно «поглощаются» ею. Индивидуум свершением Подвига посвящает свою жизнь не себе, а людям, его окружающим, их жизни на Земле. Доблестная деятельность человека, обусловленная сверхнапряжением и даже самопожертвованием, придает ему не только огромную, не сопоставимую ни с чем духовную силу, но и обусловливает в последующем его духовное бессмертие и «вечную жизнь».
Поэтому за утратой человечеством понимания основного и главного смысла своего существования – жить ради Подвига – следует его духовная и идеологическая дезориентация. Воспитание личности в рамках многочисленных заповедей, при отсутствии ясно сформулированной главной цели человеческого бытия, неизбежно ведет к глобальным катастрофам. Отсюда становится понятна и объяснима цикличность возникновения и гибели различных человеческих цивилизаций. С большой достоверностью можно предположить, что момент утраты истинного знания (истины) и подмена его разрозненными знаниями (истинами), является предтечей данной цикличности.
Отсутствие внутреннего, жесткого самоконтроля, переходящего впоследствии в жизненную необходимость и естественную потребность, постепенно низводит как отдельного человека, так и целые общества до уровня животного восприятия окружающего мира. В этом смысле нельзя не согласиться со словами Л. Н. Толстого о том, что «Они (фарисеи) высыпали на простую понятную истину такую кучу мнимых священных истин, что стало невозможным ни применять их все, ни найти ту, которая одна нужна людям».
Раскрытие внутренней логики поступков, совершаемых народом ир, являющимся последовательным приверженцем идеи – жить ради Подвига – делает очевидным и монотеистический характер верований, присущих им с древнейших времен.
Различные аспекты проявления героического начала в деятельности человека нашли свое освещение еще в исследованиях древнегреческих философов Платона, Ксенофонта, Аристотеля. Историки Древнего мира Геродот, Тацит и др. в своих основополагающих трудах изложили основы формирования мировоззренческих начал как эллинов, латинян, египтян, так и «варваров». Базовые ценности духовно-нравственного воспитания они выводили из представлений о героических свершениях старших поколений этих народов. Мыслителями древности было показано, что героическое, как особый феномен общественной жизни, становится реальностью в случае единства социального, нравственного и эстетического.
Определению места героического начала в системе духовных ценностей общества посвящали свои труды мыслители эпохи Возрождения и Просвещения. Гуманисты эпохи Возрождения во главу угла формирования героизма ставили человеческую активность, полагая, что только борьба нового со старым способна преобразовать общество, вести его по пути прогресса. Героические качества личности они рассматривали не как врожденные, а как результат особого характера деятельности и отношений.
Особо следует сказать о том, что единство героического и трагического, обусловливающее бессмертие героя в сакральном смысле, аналогично единству жизни и смерти, как необходимого условия рождения новой жизни. Данное положение, занимающее центральное место в структуре духовного мировоззрения индоиранцев, древнегреческой и китайской традиции, объединяющей два начала мироздания «ян» и «инь», предопределяет космологическую вечность Мирового древа жизни. Оно является краеугольным камнем древнего мировоззрения, дошедшего до нас в мифологических сюжетах героического «Нартовского эпоса», и в зооморфных композициях, изображениях на памятниках материальной культуры северных иранцев, датируемых 5 – 1 тыс. до н. э.
Несмотря на то, что всемирная история полна перемен: социальных, политических, культурных, технико-технологических, тем не менее, общественный феномен героического во все времена и у всех народов рассматривался как симбиоз самых возвышенных и ценностных характеристик человека, его души и разума. Героизм, как высшая форма активности и социальной ответственности, ведет человека, народы к высшей ступени нравственной свободы. Поэтому стремление к героическому идеалу актуально для всех сфер общественного развития, оно носит общесоциальный, общеисторический характер.
Истовое служение ариями героической идеологии, сформировавшейся в доисторические времена на Кавказе и евразийских степях, являлось главным смыслом их жизни. Одним из самых ярких носителей этой духовной традиции, культуры является народ ир, господствовавший на протяжении тысячелетий в Евразии. Поэтому в мифах народа ир центральное место занимает сакральная чаша Уацамонгæ. Выступая главным мерилом достоинств человека, его поступков, она поднимается исключительно к устам истинных героев. Без этого священноуказующего символа помыслы и действия членов нартовского сообщества теряют всякий смысл, что равноценно утрате смысла жизни. Уацамонгæ – символ бессмертия человеческой души, ее вечного неистребимого стремления к высоким целям и героическим идеалам.
Данный священный символ был привнесен ир-ас-аланами в культуру многих народов мира. Облагораживая сознание, возбуждая воображение этих народов, он и сегодня являет собой основную таинственную реликвию. Со временем на этот арийский символ наложились пласты христианской культуры, превратившие Уацамонгæ в исторический артефакт – Святой Грааль. Его поиском не одну сотню лет заняты представители знатнейших родов и королевских династий Европы. В противоположность сказанному, народ ир никогда не утрачивал вышеописанную героическую традицию и, соответственно, чашу Уацамонгæ. Он по сей день реализует ее в социальной и духовной практике, через ирон æгъдау.
Изложенное в «Нарты кадджытæ» духовное учение на протяжении тысячелетий формировало национальное самосознание народа ир, придавая ему гуманистическую направленность. «Народ, мечтающий о героизме, готовит себе расцвет …» – так характеризовал особенности идеологии иров Н. К. Рерих. Объединенные в глубокой древности ир-ас-аланской идеологией, в основе которой лежит стремление к Подвигу, они донесли ее до наших дней, что предопределило цельность их исторической судьбы. Действительно, как говорили римляне: «Выбирая богов – выбирают судьбу».
Вышеизложенное объясняет устойчивость стереотипа поведения иров (осетин), который зримо прослеживается с добиблейских времен. В силу этих причин народ ир активно участвовал практически во всех исторически значимых социально-политических и военно-политических событиях человеческой цивилизации. Универсальный характер идеи – жить ради Подвига, вдохновляющей с доисторических времен поколения ир-ас-аланского народа на активное, социально значимое действие, свидетельствует о наличии непрерывной причинно-следственной связи в его общественно-политическом, историко-культурном развитии.
Данная идея, как было отмечено выше, носит всеобщий характер, т. к. во все исторические эпохи она являлась и является важнейшим идеологическим, духовно-нравственным ориентиром развития человеческой цивилизации, индивида, независимо от сферы приложения его труда. Надо полагать, ее аксиологические оценки применительно к конкретному историческому периоду и этносу позволяют определять фазу (состояние) этногенеза.
Таким образом, в æгъдау изначально через идеологию героического заложена способность, более того, призыв к открытию нового. Отсюда, бесконечно вечно приближаясь к пониманию Истины, можно предположить, что героическое и есть первомысль, изначально вложенная в сознание и подсознание людей Высшим Разумом, а ее первоформой выступает ирон – нартон æгъдау.
Все вышеизложенное свидетельствует о колоссальном историко-культурном, цивилизационном значении Кавказа и страны Ир, как территории, являющейся очагом и хранителем древнейшего духовного мировоззрения человечества.
ДЗАНАЙТЫ Хадзымат
№1 (6), январь 2016 г.