Арфан

Арфан

Уважаемый редакционный коллектив газеты «AJ˚DÆN», позвольте мне выразить Вам свою искреннюю признательность за те знания и веру, которые несет ваше издание. Спасибо Вам за Ваш бескорыстный труд.

В век тотального потребительства и стяжательства, публикуемые Вами материалы подобно лучу солнечного света. Трудно было представить, что кому-то окажется под силу взвалить на себя решение тех просветительских задач, которые Вы поставили перед собой.

В Вашей газете, как в зеркале истории отражается потрясающая по своей красоте национальная картина мира аланского народа. В этом отношении, она действительно стала по настоящему общенациональным изданием. Публикуемые Вами материалы вольно или невольно зовут к размышлениям о нашей национальной истории и традиционной культуре. Последнее заставляет уже нас, ныне живущих относиться к ним более бережно. Один из последних номеров газеты «AJ˚DÆN» навеял и на меня ряд мыслей, с которыми мне бы хотелось поделиться с Вами.

Еще раз спасибо за Вашу подвижническую деятельность во благо нашего народа.

 

С уважением,

Заслуженный работник Высшей школы РФ,

Заслуженный работник образования РСО – Алания,

профессор                                                                                                                                     С.С. Калаев                                                                                                                                                                            20. 01. 2017 г.

 Æ Р Ф Æ Н

«Движение все, покой ничто» говорили древние, и это действительно так, поскольку во Вселенной все движется во Времени и Пространстве. Однако, характер движения понимали немногие. Одними из немногих, кто осмысленно воспринимал движение, были северные иранцы (арии). Характер движения – полета они отразили в своих многочисленных крылатых символах.

Одним из наиболее ярких проявлений данного символьного языка явился крылатый конь небожителя Уастырджи – Æрфæн. Уастырджи восседающий на крылатом коне Æрфæне покровительствует путникам, совершающим движение во Времени и Пространстве. В мифах аланского народа присутствуют и другие крылатые образы-символы. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что арийские (индоиранские) народы придавали движению в виде полета первостепенное значение.

Движение тела, как известно, характеризуется, следующими особенностями: направлением; относительностью; скоростью; ускорением. Отсюда возникает вопрос, почему пращуры нашего народа изобразили в качестве символа движения крылатых существ, а не сухопутных или водных? Очевидно, что они еще в глубокой древности стали различать два основных вида движения тела в Пространстве и во Времени.  Первый вид, представлен поступательным (параллельным) движением. Второй вид, характеризуется непоступательным (непараллельным) движением. К этом виду движения относятся, в том числе, волновые колебательные движения относительно опорной или, иначе говоря, окружающей среды.

Сама природная среда демонстрирует, что все живые существа совершают непоступательное движение в обычном состоянии, то есть, полете, ходьбе, плавании. Только в экстремальных ситуациях (атака, испуг, борьба) они совершают движение в виде прыжка – поступательное прямолинейное движение. Именно эти особенности движения были осмыслены древними ариями. Поэтому они выделили из всех форм движения свободный полет птицы, который наиболее ярко демонстрирует волновое колебательное, то есть, непоступательное движение.

У крылатого – волнового колебательного движения сопротивление гораздо меньше, чем у прямолинейного движения. Более того, данный вид движения тела меньше уплотняет (угнетает) окружающую среду, что создает дополнительный положительный экологический эффект.

По-видимому, это объективное обстоятельство и послужило основной причиной создания символов, обеспечивающих эффективность и безопасность движения путников. Отсюда Уастырджи, стремительно перемещающийся на своем крылатом коне Æрфæне, в определенном смысле символизирует наиболее совершенный вид непоступательного движения. Он, как бы призывает и народ, которому он покровительствует использовать эту форму движения. До сих пор в традиционной культуре аланского народа Млечный путь именуется не иначе как – Æрфæны фæд.

Таким образом, крылатые символы неслучайно вошли в символьно-образный ряд мировоззренческих представлений нашего народа. Занимая в них одно из центральных мест они свидетельствуют как о глубокой архаике исторических корней северных иранцев, так и о гармоничном сочетании в их сознании представлений о материальном и духовном.

С.С. Калаев

Join the discussion

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *