ИРОН ÆГЪДАУ

Туганов М. С. "Пир нартов" (1947 г.). Центром священодействия выступает танец мистерия солнцеликого нарта Сослана, на краях сакральной, указующей  Чаши Уацамонга

Фундаментальный характер научной проблемы по изучению сущностных характеристик духовного мировоззрения ир-ас-аланского народа – ИРОН ÆГЪДАУ выступал основной причиной, отпугивающей от нее исследователей на протяжении столетий. Поэтому господствующей стала мифологема (догма), согласно которой «осетины» являются язычниками и им необходимо срочно приобщиться к той или иной религиозной доктрине. Однако в новейшее время сотрудниками ИНСТИТУТА НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ИМЕНИ ЦАРАЗОН АС-БАГАТАРА данная значимая проблема была поставлена и успешно решена в научно-теоретическом плане (см. «Духовное мировоззрение народа ИР», 2010). Последнее позволило низвести на нет все утверждения, лежащие в основе выше сформулированной догмы.

В ходе проведенных исследований было установлено, что длительное господство мировых религий привело к смещению понятий и смыслов, вытекающих из духовного мировоззрения североиранцев – ИРОН ÆГЪДАУ. БОГ-ТВОРЕЦ, создатель всего сущего, стал напрямую восприниматься исключительно через народившиеся религии; БОЖЕСТВЕННЫЙ ДУХ со временем был подменен религиозным духом; народная обрядность, как следствие осмысленной материализации в повседневной жизни знания о БОЖЕСТВЕННОЙ ОСНОВЕ всего сущего, превратилась в религиозную обрядность. Так, институт религии, имеющий собственную историю, стал посредником между вечной БОЖЕСТВЕННОЙ ИСТИНОЙ и человеком, а множественность религиозных систем, каждая из которых по своему трактует основы БОЖЕСТВЕННОЙ ИСТИНЫ, окончательно увела человечество от ясного понимания ее первородной сути.

Материалы по культуре народа ИР (ир-ас-алан) свидетельствуют о том, что формирование духовного мира североиранцев имело свою специфику. В традиционной культуре ИРОВ божественная космогония, определяющая порядок вещей мироздания, нашла свое воплощение не в РЕЛИГИИ (ДИН), а в сакральном понятии ÆГЪДАУ. ÆГЪДАУ состоит из двух слов УАГ (нрав, суть, истина) и ТАУ (сеять, распространять). Данное понятие закрепилось в сознании и подсознании народа ИР, пройдя через следующие трансформации: УАГ + ТАУ > УАГТАУ > АГЪТАУ > ÆГЪДАУ. Близким по смыслу понятию ÆГЪДАУ является понятие этика – неписаное учение о морали и нравственности (от греч. этос «нрав, обычай»). Таким образом, ÆГЪДАУ подразумевает не только неписаные нравственные нормы поведения людей, моральные устои общества, но и их распространение, передачу из поколения в поколение. Функциональная взаимосвязь двух взаимодополняющих начал – знания, как такового, и передача этого знания – предопределяет извечную востребованность ÆГЪДАУ в духовной и социальной практике.

В доисторических верованиях многих народов мира имя БОГА-ТВОРЦА содержит корень ИР (ИР, ИРИ, ИРИЙ, ИРА, ИРТА). Следовательно, ИРОН ÆГЪДАУ буквально обозначает распространение БОЖЕСТВЕННОЙ ИСТИНЫ (СУТИ). Поэтому ИРОН ÆГЪДАУ, в отличие от религии, охватывает все сферы и уровни человеческого бытия и сознания. Здесь нет места делению на сверхъестественное и естественное. Напротив, здесь все естественно и гармонично.

Таким образом, ИРОНЫ традиционно и осмысленно поклоняются единому БОГУ-ТВОРЦУ на лоне первозданной природы, а не камням, кустам, идолам, как пытаются внушить обывателю. Верования народа ИР не предполагают наличия посредника между ИСТИНОЙ и человеком. Вся организация духовной жизни общества вытекает из естественной природы человека как неотъемлемой частицы мироздания. Отсюда проистекает и высокий демократизм в светских отношениях, присущий народу ИР с древнейших времен. Здесь демократия выступает не в качестве вседозволенности, а в качестве осознанной ответственности за совершаемые поступки и действия.

Цивилизационный характер вскрытых особенностей формирования национальной картины мира североиранских народов посредством духовного мировоззрения – ИРОН ÆГЪДАУ позволяет вывести человечество из институциональной (религиозной) ловушки на путь созидания и прогресса.

Интегральный традиционализм, заложенный в ИРОН ÆГЪДАУ, является первоосновой цивилизационных представлений о БОЖЕСТВЕННОЙ ИСТИНЕ. Данная первооснова была использована практически всеми религиозными реформаторами. Поэтому не принадлежность, зачастую формальная, к той или иной религии, а осознанная приверженность ИРОН ÆГЪДАУ, выступает в качестве основного нациоопределяющего, нациоформирующего признака ир-ас-аланского народа. Возникнув в эпоху до религиозного бытия человека, ИРОН ÆГЪДАУ и сегодня доминирует в сознании народа ИР, тем самым, позволяя ему оставаться самим собой. Исключительно по этим основаниям аланофобы/ириофобы уже совершенно беззастенчиво направляют острие своего удара против ИРОН ÆГЪДАУ, пытаясь, всеми правдами и неправдами, осуществить его подмену различными религиозными догматами.

Последнее предопределяет необходимость введения в Конституцию Республики Алания (Государство Алания, РСО-Алания) положения, фиксирующего основополагающее значение прамонотеистического духовного мировоззрения ИРОН ÆГЪДАУ, которое, наряду с положениями, определяющими статус национального государственного языка – ИРОН ÆВЗАГ, станут ее главными кодовыми знаками.  В этом же ключе предлагается решать задачу по официальному приданию географическому центру этнической территории ир-ас-алан официального статуса САКРАЛЬНОГО ЦЕНТРА ОБЩЕИНДОЕВРОПЕЙСКОГО (ОБЩЕАРИЙСКОГО) ЗНАЧЕНИЯ.

Проблема заключается в том, что на сегодняшний день безвозвратно утраченными для аланской культуры следует считать духовные центры, некогда располагавшиеся на господствующих высотах бескрайней евразийской степи. Данные центры, в силу известных исторических, политических событий, перешли под контроль народившихся 1,5 – 3,0 тыс. лет тому назад мировых религиозных конфессий. Именно на этих сакральных высотах Ариана Веджа (Иронского/Арийского Простора) впоследствии были воздвигнуты многочисленные рукотворные храмы. В текущий период на стадии утраты находятся центры духовной силы и духовного воспитания аланского народа, расположенные в горной Алании (РСО-Алания, Государство Алания).

Поэтому полномасштабная реализация данного глобального проекта превратит Аланию, а значит и Россию в один из главных духовных центров мира. Тем самым они будут выведены из того цивилизационного тупика, политической изоляции, в которых они пребывают сегодня (см. «Национальная доктрина Алании», 2015). Открывающиеся при этом перспективы всестороннего развития нашего отечества ни с чем не сопоставимы, поскольку человечество не знает подобных аналогий. Кодификация в Основном законе РСО-Алания, Государство Алания сформулированных предложений обеспечит сохранение духовной культуры народа ИР, а значит и его национальное лицо.

Сотрудники ИНСТИТУТА НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ИМЕНИ ЦАРАЗОН АС-БАГАТАРА неоднократно раскрывали в своих работах существо процессов, приведших к подмене знания о БОЖЕСТВЕННОЙ СУТИ мироздания различными религиозными догматами. Соответственно, были раскрыты и механизмы того, каким образом произошло попадание человечества в институциональную – религиозную ловушку и, как следствие этого, закабаление его сознания и воли. В развитие выше сказанного, нами будет дан краткий сравнительный анализ соотношения двух феноменов ИРОН ÆГЪДАУ и РЕЛИГИИ (ДИН).

Научная и общественно-политическая значимость такой постановки вопроса возрастает, поскольку сегодня во всем мире обозначился решительный разворот индоевропейских народов к основам древнего арийского/иронского мировоззрения – ИРОН ÆГЪДАУ. Вместе с тем, в самой Алании, в силу созданного аланофобами/ириофобами управляемого хаоса на официальном уровне продолжает сохраняться уничижительное отношение к нашей традиционной культуре.

Представленный табличный материал разводит в диаметрально противоположные стороны эти два понятия. Если РЕЛИГИИ (ДИН) присущ исторический, институциональный, познаваемый и дифференциальный характер, то ИРОН ÆГЪДАУ, напротив, обладает трансисторическим, неинституциональным, трансцендентальным, интегральным характером (см. табл.). Поэтому в случае господства в социуме ИРОН ÆГЪДАУ возникают положительные причинно-следственные связи, а в случае господства религиозных догматов отрицательные.

Догма 24 +

Так институт РЕЛИГИИ закономерно ведет к возвышению человека над природой и мирозданием; антагонистическим противоречия по отношению к другим религиозным доктринам; к удовлетворению исключительно эгоцентричных, узкоиндивидуальных потребностей; разъединению миропонимания и мироощущения людей; усилению управляемой глобализации и неравенства между людьми и т.д. В противоположность сказанному, ИРОН ÆГЪДАУ в силу выше приведенных характеристик предопределяет непротиворечивое удовлетворение человеком своих естественных духовных потребностей; развитие нравственных начал в человеке; высокий демократизм в духовных и светских отношениях; объединение людей независимо от их расовой, национальной принадлежности; преемственность между различными поколениями народа; стремление к героическому идеалу; формирование гуманистического мышления и т.д.

Другими словами ИРОН  ÆГЪДАУ позволяет индивидууму в гармонии с окружающей ВСЕЛЕННОЙ пройти все ступени эволюционного роста, то есть стать ЧЕЛОВЕКОМ. Таким образом, ИРОН ÆГЪДАУ, в отличие о РЕЛИГИИ (ДИН) способствует гармонизации земной жизни человека, указывая ему путь в БЕСКОНЕЧНОСТЬ, ВЕЧНОСТЬ, КОСМОС. ИРОН ÆГЪДАУ АДÆЙМАГÆН АЦЫ ДУНЕЙÆ ÆЦÆГ ДУНЕМÆ ФÆНДАГ АМОНÆГ У.

Ярким проявлением космического сознания ИРОНОВ выступает поэт-пророк Коста Хетагкаты, которому удалось в лирической форме выразить квинтэссенцию иронского/арийского мировоззрения ИРОН ÆГЪДАУ:

«КАК СЛАДКО ЗА СВОЮ СВОБОДУ,

КАК МЫСЛЬ БЕСПОМОЩНУЮ ЖАЛЬ!

ОБНЯТЬ ВЕСЬ МИР, ПОСТИЧЬ ПРИРОДУ

В НАДЗВЕЗДНУЮ ПРОНИКНУТЬ ДАЛЬ…»

Надо признать, что за подобного рода откровения, повествующие о безграничности окружающей нас вселенной, за устремленность к познанию мироздания Хетагкаты Коста в безусловном порядке подлежал сожжению на костре инквизиции.

Отсюда становится очевидна вся цивилизационная значимость традиционной культуры ир-ас-аланского народа, которому удалось, пройдя через немыслимые испытания сохранить в своем сердце Божественный дар первоисточник ИРОН ÆГЪДАУ. Данное мировоззрение выступает в качестве его основного нациообразующего, нациоопределяющего признака. Ничего более совершенного в сфере духа человечество не знает.  В окружающей нас ВСЕЛЕННОЙ вечно лишь вечно текущее ВРЕМЯ, КОСМОС и его КОСМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК – ИРОН ÆГЪДАУ. ИРОН ÆГЪДАУ ХУЫЦАУЫ АМЫНД У ÆМÆ ЙЫН ФЕСÆФÆН НÆЙ.

Поэтому отказ от ИРОН ÆГЪДАУ в угоду РЕЛИГИИ (ДИН) ведет не в райские гущи, а к АНАГЪДАУ, то есть духовной смерти, потери национального лица. ДИН ИРОН АДÆЙМАДЖЫ ЦÆСТЫНГАС ИВЫ. Меняя мировоззрение, меняется и сам народ. Соответственно, не глубоко религиозное мировоззрение ИРОВ, а их глубоко духовное мировоззрение и миропонимание, идущее с глубин тысячелетий, позволяет им и сегодня оставаться самими собой с оптимизмом смотреть в будущее. ИРОН ÆГЪДАУ АДÆЙМАГÆН ЙÆ ЦАРДЫ ФÆНДАГ РÆСУГЪД КÆНЫ.

Отдельно подчеркнем, что проведенный сравнительный анализ в новом свете раскрывает всю философскую глубину известного изречения К. Маркса: «Религия – это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». Мы далеки от мысли возврата к запретительским мерам по отношению к религиозным организациям. Мы за свободу совести и свободу вероисповедания. Однако данная свобода не должна собой подменять конституционные основы светского государства – Российская Федерация. Определяющим здесь является неукоснительное соблюдение принципа отделения церкви от государства и школы от церкви.

Сказанное актуализируется в связи с тем, что в последнее время обозначилась негативная тенденция по созданию «осетинских религиозных организаций» – «Уацдин», «Ацаты дин», «Уаллагир», «Ирон дины Ныхас». По-видимому, это не весь перечень, так называемых «традиционных осетинских религий», лидеры которых взяли на себя, ни больше ни меньше, миссию по их директивной организации. Этими «понятиями» сегодня пестрит не только интернет, но и «научная» литература, выходящая под грифом научно-исследовательских учреждений Алании.

Согласитесь одно дело, когда подобного рода взбалмошные идеи высказывают люди далекие от научного понимания мира и совсем другое, когда им начинают вторить остепененные гуманитарии. В результате и те и другие поставили себя в смешное положение, поскольку народу ИР нет никакой нужды изобретать в XXI столетии собственную религию (дин), так как он является абсолютно самодостаточным в историко-культурном и духовном отношении. Не поднявшись до уровня осмысления природы как РЕЛИГИИ, так и ИРОН ÆГЪДАУ, они взяли на себя инициативу пророчествовать о религиозном мировоззрении, которое якобы присуще ир-ас-аланскому народу. Находясь в плену этих навязчивых мыслей, они так и не поняли, казалось бы, простых истин – РЕЛИГИЯ (ДИН) и ИРОН ÆГЪДАУ имеют разную природу, соответственно, они не совместимы по определению. Суметь не увидеть за деревьями леса это редкий дар.

Несмотря на то, что несостоятельность незрелых амбиций недавно явившихся миру «осетинских пророков» получила свое исчерпывающие освещение в брошюре «Духовное мировоззрение народа Ир» (2010 г.) и других работах ИНСТИТУТА НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ИМ. ЦАРАЗОН АС-БАГАТАРА, они и сегодня с упорством достойным лучшего применения продолжают свою «религиозную деятельность». В данном случае не суть важно делают они это по недопониманию или преднамеренно, важен итог.

По существу встав в один ряд с представителями других религиозных конфессий, эти люди обезличили свое национальное лицо. Поставив же свои «религиозные новоделы» выше ИРОН ÆГЪДАУ, они опустились до уровня внутренних аланофобов/ириофобов, изнутри разрушающих наше национальное тело. Профанируя (опошляя) основы традиционной культуры собственного народа, «новоявленные миссии» сами вынесли себе этот приговор. Здесь нам ничего другого не остается, как адресовать их к изречению немецкого мыслителя Ф. Ницше: «Во мне нет ничего, напоминающего основателя религии. Религия дело черни».

Поскольку «теория без практики – мертва, а практика без теории – слепа» 18 мая 2014 г. под руководящим и организационным началом ИНСТИТУТА НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ИМ. ЦАРАЗОН АС-БАГАТАРА в г. Владикавказе был проведен первый НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОРУМ АЛАНИЯ. Пожалуй, впервые в новейшей истории по общественной инициативе был проведен столь представительный форум аланского народа. Его участниками выступили делегаты от аланских фамилий численностью более 1500 человек. По их решению было создано общественное движение «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОРУМ АЛАНИЯ».

Делегатами форума был принят ряд исторических документов. В частности ими были одобрены подготовленные сотрудниками ИНСТИТУТА НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ следующие дополнения в Конституции юга и севера Алании:

ПЕРВОЕ. «Ирон адæмы традицион культуæрйы сæйраг хай у дунеæмбарынад ИРОН-НÆРТОН ÆГЪДАУ (Важнейшей частью традиционной культуры аланского народа является мировоззрение ИРОН-НАРТОН ÆГЪДАУ)».

ВТОРОЕ. «Ирыстоны хæххон хай у ирон æмæ иннæ индоевропейаг (ариаг) адæмты удварнон рухсады материалон бындур рагзамантæй абоны онг. Ацы зæххытæн (территорийæн) ис сæрмагонд статус «ИРОН АДÆМЫ ТАБУЙАГ ÆППÆТИНДОЕВРОПЕЙАГ ЦЕНТР» (Горная часть территории Алании выступает в качестве материальной основы духовного просвещения аланского и других индоевропейских народов с древнейших времен и по настоящее время. Данные территории обладают особым статусом – «САКРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР АЛАНСКОГО НАРОДА ОБЩЕИНДРЕВРОПЕЙСКОГО ЗНАЧЕНИЯ»)».

Таким образом, аланский народ, в лице своих лучших представителей, непосредственно констатировал как свою приверженность прамонотеистическому духовному мировоззрению ИРОН ÆГЪДАУ, так и жизненную необходимость сохранения для будущих поколений центров духовной силы и духовного воспитания (кувандоны). Данные решения более чем наглядно продемонстрировали верность аланского народа не привнесенным извне аврамическим догматам, а древнему мировоззрению североиранского суперэтноса (киммеро-скифо-сармат). Так естественно-исторически нашли свое подтверждение в социальной практике базовые положения «НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЫ АЛАНИИ». Отсюда любые инсинуации, ерничанье по этому важному вопросу следует считать абсолютно неуместными.

Несмотря на всю государственную значимость принятых на форуме решений воля аланского народа так и не была услышана политическим истеблишментом Алании. То есть, по сей день (25.11.2019 г.) ни одно из выше приведенных решений так и не получило соответствующего законодательного оформления, поддержки в системе представительной и исполнительной власти Алании (Государство Алания, РСО-Алания). Напротив, продолжается нахрапистый захват сакральных территорий Алании представителями различных аврамических религий, что входит в прямое противоречие с волеизъявлением нашего народа.

Все вышеизложенное, надо надеяться, прояснит вопрос о месте духовного мировоззрения ИРОН ÆГЪДАУ в социокультурном пространстве как Алании, так и индоевропейского мира, что, в свою очередь, избавит наш народ от экзальтированных нападок со стороны различных религиозных объединений и сект. Главным определяющим должно стать ясное понимание колоссальной значимости того культурного наследия, которое было оставлено нам нашими старшими. Духовная самодостаточность народа ИР не предполагает его впадания в младенчество (религиозность), что свойственно, как правило, молодым по своему возрасту народам. Напротив, единая Республика Алания (Республика ИР), через сакрализацию ее горных территорий должна стать общепризнанным духовным центром всего индоевропейского мира.

Директор Института национального развития

имени Царазон Ас-Багатара,

профессор Хадзымат ДЗАНАЙТЫ

25.11.2019 г.

Join the discussion

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *