Республика Алания: конституционная реформа

Парламент

Догматические представления, навязанные нашему обществу в сфере политико-государственного устройства Алании («Осетии») выступают основным сдерживающим фактором, не позволяющим эффективно реализовать имеющийся ресурсный потенциал. Об этом более чем наглядно свидетельствуют прошедшие десятилетия (1989 – 2021 гг.), продемонстрировавшие всю нежизнеспособность как территориального, так и политико-государственного устройства Алании (Государство Алания, РСО -Алания). То есть, мы воочию убедились, что государственная власть, основой которой является принцип бесконтрольного единоначалия то ли в форме института партийных секретарей, президента, губернатора или главы, не имеет ничего общего с политическими традициями аланского народа, его представлением о справедливом устройстве общества. Поэтому важнейший вопрос текущей политической повестки дня, заключается в трансформации действующей системы государственной власти.

Создание полноценной парламентской Республики Алания (РСО-Алания, Государство Алания) должно стать основой предполагаемой конституционной реформы, так как в значительной мере именно парламентское правление, характеризуя уровень зрелости нации, способствует ее дальнейшему развитию. Отсюда целесообразно создание профессионального парламента – «АДÆМОН НЫХАС» («НАРОДНЫЙ СОВЕТ»), состоящего из двух палат: избираемой нижней палаты «НЫХАС» («СОВЕТ») и неизбираемой верхней палаты – «ХИСТÆРТЫ НЫХАС» («СОВЕТ СТАРЕЙШИН»). Здесь термин «хистæр» – «старший» обозначает не возрастную категорию, не количество прожитых индивидуумом лет. Он обозначает, прежде всего, уровень миропонимания и мироощущения свойственный наиболее просвещенной части социума. Поэтому необходимо конкретизировать содержательную часть понятия «ХИСТÆРТЫ НЫХАС». «ХИСТÆРТЫ НЫХАС» это организация людей, объединенных общностью национальных интересов, согласием в вопросах морали и права, основанном на жизненном опыте, на мудрости народной, ответственности перед народом.

Выдвижение от территориальных обществ «СОВЕТА СТАРЕЙШИН» представителей в верхнюю палату республиканского парламента целесообразно осуществлять на основе консенсуса (согласия). Данный консенсус достигается в ходе формирования родовых и фамильных союзов и делегирования ими своих представителей в территориальные общества «СОВЕТА СТАРЕЙШИН».

Выборы в нижнюю палату  парламента («СОВЕТ») необходимо осуществлять в ходе формирования Советов трудовых коллективов. Именно такой подход позволит предприятиям (организациям) на гласной основе как делегировать своих представителей в Советы различных территориальных уровней – районный, городской, республиканский, так и отзывать их в случае необходимости. По существу, речь идет о неформальном воссоздании власти СОВЕТОВ («НЫХАС») ТРУДЯЩИХСЯ, когда непосредственно трудовой коллектив становится одним из главных субъектов политической жизни общества.

Целесообразно, чтобы главой республики являлся премьер-министр, он же глава правительства, выдвигаемый общественным объединением (избирательным объединением), получившим на выборах наибольшее число голосов избирателей. Победившее на выборах объединение формирует правительство на срок действия депутатских полномочий. В отличие от сложившейся в Алании (Государство Алания, РСО – Алания) власти главы (президента) республики, избираемый премьер-министр несет прямую ответственность за принимаемые решения как перед парламентом, избирателями, так и перед выдвинувшим его общественным объединением.

Здесь главным сувереном (верховным властителем) выступает не персонифицированное высшее должностное лицо (президент, глава, губернатор и т.д.), а коллегиальный орган – парламент «АДÆМОН НЫХАС». Усиление персональной ответственности главы исполнительной власти в наибольшей мере отвечает и задачам мобилизационной модели развития экономики, которая с неизбежностью идет на смену господствующей сегодня в России неолиберальной модели.

ОДНА РЕСПУБЛИКА  АЛАНИЯ, ОДИН ПАРЛАМЕНТ, ОДНО ПРАВИТЕЛЬСТВО, ОДИН НАРОД – ТАКОВ ОСНОВОЙ ВЕКТОР НЕМИНУЕМЫХ ГРЯДУЩИХ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ, ПРЕДОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОДНУ ИСТОРИЧЕСКУЮ СУДЬБУ АЛАНСКОГО НАРОДА.

Переход к парламентской форме правления в условиях неразвитости политических и гражданских институтов предполагает наличие ее переходных форм (моделей). В качестве таковой вполне может выступить модель, которая функционировала в РСО-Алания до введения поста президента (1994 г.). Здесь председатель парламента одновременно выступает и в качестве высшего должностного лица. Очевидно, что уже на этом первом этапе предлагаемой к реализации конституционной реформы удастся в значительной мере сбалансировать весь политико-правовой механизм сдержек и противовесов в системе государственной власти Алании.

Парламентарное правление, являясь необходимым этапом модернизации всей общественно-политической системы, обеспечит безболезненную трансформацию функционирующей сегодня асоциальной политической системы в систему, где реализация ресурсного потенциала Алании будет осуществляться в интересах массовых групп населения. Здесь известный лозунг «ЗЕМЛЯ – КРЕСТЬЯНАМ, ФАБРИКИ – РАБОЧИМ, ВЛАСТЬ – СОВЕТАМ!» получает новое звучание и новую жизнь. Поэтому двухпалатный парламент явится консолидирующим началом для народа Алании и станет важным этапом в развитии институциональных основ прогнозируемого государственного образования РЕСПУБЛИКИ АЛАНИЯ.

Директор Института национального развития

им. Царазон Ас-Багатара

профессор, Хадзымат ДЗАНАЙТЫ

07.02.2020 г.

Join the discussion

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *