Чочиев А. Р. «Формирование этноса осетин»

ФОН 333

РЕЦЕНЗИЯ

НА РАБОТУ АЛАНА РЕЗОЕВИЧА ЧОЧИЕВА

       «ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОСА ОСЕТИН:

IR-IRON С НЕОЛИТА АНАТОЛИИ – ДО ALAN-AS В ПРОЦЕССАХ

       ГОСУДАРСТВООБРАЗОВАНИЙ ЕВРАЗИИ»

 

Историческая наука располагает достаточной базой доказательств, позволяющих по-новому взглянуть на древнейшую историю человеческой цивилизации. Уже несколько десятилетий воображение исследователей будоражит величественный мегалитический комплекс Малой Азии Гебекли-Тепе (XI – X тыс. до н.э.).

Фантастическая находка немецкого археолога К. Шмидта перевернула все представления о древнейшей истории человечества. Многочисленные исследователи сенсационного археологического памятника из праистории человечества рассматривают его как наидревнейший культовый центр и как обсерваторию, ориентированную по звездам. При этом, никто не может сказать кем же являлись творцы этого мегалитического шедевра. На этот вопрос смог ответить автор фундаментальных исследований о дописьменной истории человечества доктор исторических наук Алан Резоевич Чочиев в своей работе «Формирование этноса осетин: ir-iron с неолита Анатолии – до alan-as в процессах государствообразований Евразии», вышедшей в свет в 2019 г.

Чочиев А. Р. полагает, что в доисторические времена существовала только одна общность людей, способных возвести грандиозный храмовый комплекс, обладающих развитой идеологией и сложившейся системой символов. Это были далекие предки современных ир-ас-алан – легендарные нарты-арии-ироны. В культурной традиции иронов сохранились древнейшие в мире сакральные тексты, изустно передававшиеся в течение тысяч лет, повествующие о тайнах мироздания и человека. Именно на них опирается А. Р. Чочиев, отвечая на ключевой вопрос своей монографии: где, когда и кто создал основы цивилизации и первые верования истории?

Священные тексты иронов являются своеобразным хранилищем культурной памяти народа, способным передавать эмблемы скрытых истин с помощью кодового языка через тысячелетия. Это утверждение не кажется натяжкой в свете того, что ученым были найдены безупречные соответствия между композициями Анатолийских святилищ (Чатал-Гуюк, Гебекли-Тепе) и колоритными композициями склепа-лабиринта Иронской Нартиады.

Представители научного мира отлично понимают, что в Гебекли-Тепе они столкнулись с Историей фантастической древности, с Працивилизацией в которой, по мнению К. Шмидта «мысли людей не были полностью посвящены лишь насущным проблемам будничного обеспечения своего существования, а все больше обращались к сложным вопросам мироздания, отражая действительность мифическими образами». Сформировавшаяся идеологическая система, поразительные познания в астрофизике, загадочный символический язык – откуда все это?

На сегодняшний день доктор исторических наук Чочиев А. Р. единственный исследователь, который сформулировал обстоятельный, аргументированный ответ на этот вопрос. Иронская Нартиада, являясь уникальным источником по реконструкции дописьменной истории человечества, содержит основные идеологические блоки, с эпохами переходов идеологий культов, проливающие свет на мегалитический шедевр в Анатолии. Автор приводит убедительные параллели между культами танцев-молений в Гебекли-Тепе, Чатал-Гуюке и Нартиаде – это иступленные массовые танцы-испрошения.

В Нартиаде зафиксирован древнейший массовый танец Симд, как пластическое воплощение смыслового ядра Учения. Нарты исполняют его во время вражеской осады, во время вояжа идеального витязя Батрадза. Танец Симд у горы не прекращается в течение нескольких лет, Симд вытанцовывают прекрасные девы на райской поляне, в нартовском Симде участвуют небожители и т.д. Не эти ли сюжеты мы видим на настенных рисунках доисторических склеповых сооружений Анатолии?

Святилища, обнесенные каменными овалами, до сих пор сохранились на земле иров в Центральном Кавказе.

Одно из самых известных святилищ – Реком, связанный с солнечным культом. В день летнего солнцестояния вокруг Рекома исполняли танец-моление, при этом танцующие образовывали три кольца вокруг культового сооружения – первое (внутреннее) кольцо состояло из старших представителей социума, второе кольцо образовывали мужчины среднего возраста, третье – молодежь. Движение колец было разнонаправленным – по часовой стрелке и против часовой. Вихревые энергии, которые создавались при таком движении доносили просьбу-молитву до небожителей. Предшественники А. Р. Чочиева интерпретировали назначение овалов в комплексе Гебекли-Тепе исключительно обобщенно – культовый центр древних охотников, храм, обсерватория и т.д. В противоположность им Чочиев А. Р. впервые на строго научной основе провел четкие параллели древнего сооружения с культами идеологии Нартиады – уникального свода мифологических текстов человечества и сформулировал ряд фундаментальных выводов, вытекающих из обнаруженных им поразительных соответствий:

Первое. Наф-пупковые овалы Гебекли-Тепе – это первые храмы в истории идеологии культов Нартиады в первые две тысячи лет цивилизации.

Второе. Сцены массовых танцев-молений в Гебекли-Тепе, Чатал-Гуюке имеют соответствия в Нартиаде, где ритуальные танцы в своем исступлении доходили до членовредительства.

Третье. Впервые даны приемлемые интерпретации двух овалов Гебекли-Тепе, идеологическая платформа которых совпадает с идеологией культов Нартиады, где движение по духовному Пути оформлено по принципу возрастных градаций, синхронизируясь с годовым движением Солнца по небосводу. «Алтарь» с человеческими черепами в овалах комплекса Гебекели Тепе имеет четкие параллели в фольклорной традиции народа ИР. В этом смысле семантика комплексов в Анатолии идеально соотносится с семантикой сакрального календаря иров, содержащего идею духовного пути.

В иронской мифологической триаде сохранились свидетельства существования уникальной Працивилизации, которая предшествовала появлению всех известных мировой науке древних цивилизаций. В текстах иронов сказано, что эта Цивилизация раскинулась на обширных территориях – от океана до океана («Царциаты диссæгтæ»). К аналогичному выводу приходит и А. Р. Чочиев, опираясь на археологический и лингвистический материал: «Ни одна Цивилизация истории так долго не существовала и так широко не распространилась!». И еще один вывод-сенсация – «Нартологические исследования полностью прояснили только один аспект мировой истории: в социо-этно-государство-образовании Евразии от Атлантического до Тихого океана главной с неолита по Средневековье оставалась одна элита идеологии силы во главе разных народов – и это ир-ирон, алан-ас (осетин)!». Таким образом, автор поднял на принципиально новый, более высокий уровень само понимание значимости реликта ИР для сложения человеческой цивилизации.

Выявленные автором потрясающие изобразительные композиции на колоннах, имеющие глубокий сакральный смысл свидетельствуют о том, что между древней и современной концепциями Духовного Пути нет никакого различия. Многочисленные зооморфные образы Гебекли-Тепе, являясь знаками культуры древнейшего сообщества иронов, сохранили свою семантику спустя тысячелетия в Традиции этого этно-сообщества. Часто встречающиеся образы, такие как волк, вепрь, бык, змея, птица, баран, медведь – это символы величественного солнечного календаря народа ИР, запечатленного в священных текстах Нартиады. Нет никакого сомнения в том, что строители доисторического культового комплекса были солнцепоклонниками, как и современные ироны, считающие Великое святило природным символом Творца.

В качестве замечаний, носящих форму пожелания следует указать на ряд расхождений:

Первое. Касаемо вопроса о локализации североиранской Метрополии. Чочиев А. Р. полагает, что это Анатолия (Малая Азия), а в текстах Иронской триады – это величественный Кавказ – гора асов, а все пространство междуморья (Черное-Каспийское-Средиземное) – это материк асов.

Второе. Автор делает акцент на некой религиозной доктрине, которая, по его мнению, была присуща народу ИР, и которая легла в основу его социокультурного генезиса. Вместе с тем, история вопроса говорит об обратном. Народ ИР изначально и по сей день выступает носителем не религиозной доктрины, с присущими ей догматическими установками, иерархиями, начетничеством, а духовного мировоззрения Ирон æгъдау. Именно это не только выделяет его среди остальных этнонациональных общностей, но и свидетельствует о глубокой архаике его происхождения, о чем, собственно говоря, и повествует автор.

Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что работа А. Р. Чочиева «Формирование этноса осетин: ir-iron с неолита Анатолии – до alan-as в процессах государствообразований Евразии» имеет революционное значение для мировой гуманитарной науки, поскольку она открывает принципиально новые горизонты ее дальнейшего развития.  Аналитическая часть монографии позволяет под совершенно оригинальным углом зрения взглянуть на историю человечества и место, которое в ней занимал народ ИР (осетины). Выражаем надежду, что представители исторической науки по достоинству оценят рецензируемое научное изыскание Алана Резоевича Чочиева и возьмут на вооружение основные положения и выводы в ней содержащиеся.

 

Директор Института Национального Развития

 имени Царазон Ас-Багатара,

доктор политических наук

Дзанайты Хадзымат Георгиевич

 

Заведующая отделом сравнительной мифологии

 Института Национального Развития

имени Царазон Ас-Багатара

Фидарати Лариса Георгиевна

17 мая 2020 г.

 

Join the discussion

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *