Працивилизация ИР — олень на цыпочках

СИМД 3

Изобразительные мотивы кобано-тлийской бронзы встречаются во всех развитых культурах. В первую очередь это касается геометрических символов и большей частью это свастическая символика, солярные знаки, спирали и др., которые украшают изделия из Шумера, стены роскошных гробниц фараонов, греческую и римскую керамику, китайские бронзовые изделия времен династии Чжоу, золотые изделия из Бактрии и т.д. Письмо «по солнцу», по спирали, которое часто встречается в культурах индоевропейских народов берет свое начало с культурного круга Працивилизации ИР, даже зооморфные изображения на кобанских древностях приближены к свастической форме (гуттаперчевые тела, конечности). Следы «звериного стиля» Працивилизации, которые запечатлены на кобано-тлийской бронзе чрезвычайно многочисленны.

Изображение «оленя на цыпочках» встречается на всей евразийской территории и является своеобразной визитной карточкой скифо-сармато-аланского и кобано-тлийского искусства. Этот загадочный изобразительный мотив не смогли разъяснить ни скифологи, ни археологи, ни искусствоведы. А между тем семантика этого популярного образа может быть понята из культурной Традиции иров-асов (мифология, ритуалы, язык, хореография, песни ритуальные) и из сакральной образности древнейшего солярного календаря, реконструированного сотрудниками Института Национального Развития имени Царазон Ас-Багатара из текстов Нартиады.

Олень 2Замечено, что ареал кобано-тлийской культурно-исторической общности совпадают с ареалом распространения Нартовского эпоса. В мифологии иронов герои во многих сюжетах ранят стрелой белых или золотых оленей, которые оказываются образами Богини-матери, впоследствии их будущими женами. В эпических текстах не только дан образ идеального человека, но и указываются пути и средства достижения человеком такого идеального состояния. Нарт Сослан исполняет виртуозный танец на носках на краю священной чаши Уацамонга и выигрывает право жениться на прекрасной дочери Челахсартага. В другом сказании он гонится за золотой самкой оленя, которая оказывается дочерью солнца и требует от Сослана выкуп оленями. Здесь надо отметить, что чаша Уацамонга является средоточием жизни нартовского общества, она парящая выявительница истины и священный атрибут Богини.

Нарт Урузмаг проигрывает в споре своей жене, мудрой Шатане и с риском для жизни добывает для нее золотого оленя. Нарт Хамыц отправляется на охоту, убивает белого оленя и женится после этого на небесной красавице. У юного нарта Ацамаза прекрасная Агунда требует за себя выкуп в 100 оленей. Ацамаз играет на волшебной свирели и танцует на носках перед башней неприступной красавицы. Итак, в мифологических текстах выявляется связь танца на носках выдающихся нартов, божественной женщины, всегда сияющей неземным светом, и белого или золотого оленя.

Танец на носках запечатлен на скифских золотых изделиях, тысячелетия назад скифы исполняли его также как сегодня их потомки. Связь мужчины с образом благородного оленя в традиции народа ир настолько сильна, что в языке до настоящего времени сохранились устойчивые словосочетания: «О стройном, с горделивой осанкой мужчине говорят: Саджы фисынтыл амад». О достойной молодежи: нæ сагсур фæсивæд». Высокая похвала для мужчины – саг лæг. На вопрос: как ты живешь?» – отвечают «Саджы хуызæн» (жив здоров как олень). До сих пор новорожденному желают, чтобы он был похож на олененка от лучшего оленя. Охотником желают: Саг амар. Некоторые племена древних германцев тоже назывались по именам животных. Было среди них племя под названием «Молодые олени». Здесь уместно вспомнить антропоморфные персонажи с оленьими рогами на скифских и кельтских изделиях.

Если мы рассмотрим иронскую хореографическую культуру, то и здесь мы увидим тот же образ-символ мужчины-оленя на цыпочках. Молодой мужчина с осанкой благородного оленя вытанцовывает акт творения в танце «Хонга» на носках, приглашая на танец-мистерию не простую девушку, а ипостась Великой Богини. За рубежом «Хонга» окрестили танцем богов, а иронский «Симд» отделом культуры ЮНЕСКО был признан благороднейшим танцем в мире.

Жизненный путь человека в традиционном обществе мыслился как непрерывное движение по пути духовно-нравственного совершенствования. В пантеоне иронов самое видное место, после Верховного Бога, занимает патрон жизненного, духовного пути – Уастырджи. Его постоянный эпитет – Золотой. По легенде ему посвящали золоторогого Оленя. Небожитель появлялся на крылатом трехногом коне. Архаичное мировосприятие «основывалось на представлениях о движении, цикличности и развитии, переходя от одного состояния к другому и амбивалентности образов». Все это нашло отражение в искусстве символов, в изящном языке художественных образов, которые можно рассматривать как изобразительный текст. Изображались не конкретные животные, а носители определенной идеи-энергии.

Взгляд некоторых исследователей на изображение животных как на пережитки тотемизма или как на культ этих животных не приближает нас к тайне зооморфного кода древних мастеров. По мнению А.И. Мартынова «символизм в искусстве соответствовал символизму в мышлении, иначе все эти образы искусства (олень, баран, змея, кабан…) не были бы понятны и не могли бы выполнять свои функции. В большинстве своем это предметы, обладающие определенными коммуникативными качествами, они несли в себе идеи, понятные всему обществу».

Образы искусства более информативны, чем образы описательные. При взгляде на образ оленя «на цыпочках» древний человек считывал весь символический текст, видя в нем зооморфный образ совершенного человека, достигшего духовнонравственной гармонии, идеал, к которому должен был стремиться каждый мужчина, чтобы иметь право на божественную женщину и достойное потомство.

Информация, заложенная в этом образе, понятна человеку, воспитанному в консервативном иронском обществе, «олень на цыпочках» – это аллегорический образ совершенного человека с высшим нравом. Хореографический шедевр иров-асов – танец «золотого оленя на цыпочках», самоназвание скифов «саки» (олени), горное ущелье с одноименным названием и самое главное – восприятие слова саг-олень на кодовом языке иров, на хатиаском языке – уас-уаг (божественный нрав), являются ключом к прочтению загадочной образности оленя на цыпочках.

ИРОНЫ, ОСМЫСЛЕННО ГОРДИТЕСЬ СВОЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ!

Заведующая отделом сравнительной мифологии

 Института Национального Развития имени Царазон Ас-Багатара

 ФИДАРАТИ Лариса Георгиевна

Join the discussion

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *