В начале нулевых годов XXI столетия владикавказская газета «Пульс Осетии» опубликовала сенсационную статью «Диск – аналог Фестского диска?» с пугающим подзаголовком – «Открытие мирового значения, несостоявшееся по вине алчных торговцев археологическими находками, свивших свое «осиное гнездо» во Владикавказе». Данная статья повествовала о фантастической находке, сделанной в столице РСО – Алании в старом доме, где в 20-х гг. проживал литератор Михаил Афанасьевич Булгаков. Это был осколок глиняного диска с прорисованными по кругу письменами.
В сборнике научных статей «Антропос» была опубликована другая статья под авторством Эфи Полиянаки, специалиста по крито-микенской письменности. Она называлась «Осколок письма с Черного моря». Эфи писала: «Кавказская находка, несомненно, подлинная… Описанный керамический осколок, согласно В. Кузнецову из России, найденный на Кавказе, по своим главным характеристикам идентичен известному глиняному диску из Критского Феста. Очень важен тот факт, что в надписях на обоих дисках была использована одна и та же иероглифическая система. Два письма имеют разное содержание, но язык, несомненно, один и тот же».
Затем были статьи в других научных изданиях, где также кавказская находка признавалась открытием мирового значения. Эта бесценная реликвия могла привести к далеко идущим выводам о Працивилизации с центром на Кавказе, учитывая тот немаловажный факт, что глина из которой изготовлен Фестский диск не местного (не критского) происхождения. Иными словами, загадочные письмена на всемирно известном Фестском диске и его Кавказском аналоге могли относиться к образцам протописьменности Працивилизации. Но мировой сенсации не случилось, потому что драгоценная находка вдруг исчезла вместе с сотрудником музея. Один из главных свидетелей находки, через несколько дней после ее обнаружения был насмерть сбит машиной, другого разбил инсульт. Особенно удивляет то, что никто не стал искать исчезнувший бесценный музейный артефакт.
Приведенная история с Фестским диском (см. иллюстрацию) и его аналогом с Кавказа примечательна тем, что именно шедевры иронской бронзы кобано-тлийской эпохи могли пролить свет на древнейшие письменные знаки, расшифровкой которых ученые занимаются более ста лет. Письмо по спирали, «по Солнцу» и рисуночные знаки, большая часть которых соответствует символам на кобано-тлийских (иронских) артефактах – это зримые материальные следы Працивилизации иронов. Фестский диск и его Кавказский аналог являются блестящей иллюстрацией кодового (хатиагского) языка протоариев, передающего через систему художественных символов вечные законы мироздания.
Высокоразвитое идеографическое (рисуночное) письмо передает через образную знаковость не предметы, которые они изображают, а ассоциации, связанные с этими предметами. Это образы-символы, соотносимые с определенными понятиями «Как в рисуночных, так и в чисто идеографических письменностях отсутствует связь между нарисованным знаком и его произношением; знаки могут «читаться» на любом языке».
На Фестском диске разные группы знаков изображают фигурки людей и части тел, фигурки животных и части тел животных, различные предметы, растения, розетки и т.д. Практически все знаки Фестского диска находят свое отражение в иронской (кобано-тлийской) пластике и в мифологии иров: мужская голова с ирокезом (убором из перьев), щит, шкура, части тела жертвенного животного, розетки т .д. Единственный в мире народ, сохранивший знания о символизме различных частей тела человека и животного в своем потрясающем застольном ритуале – это современные ир-ас-аланы (осетины). Письмо по спирали, «по солнцу», также из Традиции иров (асов). Древние греки называли иероглифическое письмо «священным», а древние египтяне свое рисуночное письмо – «языком богов».
Фестский диск идеально воспроизводит архаичную идеологему Духовного Пути, связанную с годовым движением солнца. Центробежные и центростремительные силы, которым подчиняется солнечная энергия, обозначены двумя спиралями, расписанными знаками, передающими идею движения. Спирали являются стилизацией тела, свернувшийся змеи – символа солнечной энергии. Вся секретная доктрина Працивилизации, связанная с идеей Пути, представлена на Фестском диске системой кодификации сакральных смыслов. (интересно, что диаметр диска 15 – 16 см. совпадает с диаметром иронских ритуальных лепешек для небесного покровителя молодой невесты – дочери Солнца).
Связь Фестского диска с солнечными культами иров очевидна. (Достаточно сравнить изображение шкуры животного на знаменитой скифской пекторали, в культуре индейцев Америки (штат Невада) и на Фестском диске, чтобы увидеть один рисуночный почерк. Расшифровка данного знака находится в текстах Нартиады — это поющая и пляшущая шуба небожителя – символ высшего духовного достоинства, духовное одеяние.
На лицевой стороне Фестского диска в центре изображен 8-лепестковый цветок на стилизованной голове змеи. Это солнечный символ, цветок жизни, который нарт Урузмаг добыл у волшебного источника, а царь Шумера Гильгамеш на дне морском (последний этап духовной инициации, итог духовного пути). И в первом и во втором случае цветок достается змее – зооморфному символу солнечной, жизненной энергии.
Таким образом, есть много оснований полагать, что ключ к тайнам загадочной протописьменности находится на Кавказе в культурном поле народа ИР.
ИРОНЫ, ОСМЫСЛЕННО ГОРДИТЕСЬ СВОЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИЕЙ!
Заведующая отделом сравнительной мифологии
Института Национального Развития имени Царазон Ас-Багатара
ФИДАРАТИ Лариса Георгиевна