Борьба за историко-культурное наследие народа ИР

СКИФЫ 2

Прямое и непосредственное отношение к этнополитической проблеме по присвоению историко-культурного наследия народа ир имеет существующее в гуманитарной науке деление народов на «исторических» и «неисторических», в равной мере как на «старые» и «молодые» народы. Историческим считается тот народ, который активно участвовал в исторически значимых событиях человеческой цивилизации на протяжении значительного периода времени. Несмотря на то, что данный подход имеет своих как сторонников, так и оппонентов, тем не менее, следует признать, что в вышеприведенной формулировке содержится рациональное зерно, которое не может быть просто отброшено.

Даже если в силу тех или иных причин исторический народ утратил свое былое доминирующее положение в общей иерархии народов мира он, тем не менее, не становится от этого народом неисторическим. Определяющей остается его социокультурная доминанта, в которой, как известно, преобладающими выступают исключительно качественные, но не количественные характеристики. Именно к данной категории народов относится народ ир (ир-ас-аланы).

Безусловно, перед Богом все народы равны, т.к. каждый народ является его творением, как и каждый отдельно взятый человек. Однако, отсюда автоматически не вытекает, что и перед Историей все народы тоже равны. В данном случае, речь идет именно об этом. Гегель выразил свое отношение к этому вопросу, следующим образом: «Во все времена существовал народ, в котором человеческий дух воплощался совершеннее, нежели в прочих, народ, идущий во главе общей цивилизации. Так, Бог истории постепенно избирал египтян, ассирийцев, греков, римлян, французов, эти могущественные национальности, стоящие по очереди на вершине исторической славы, подобно архангелам, окружающим трон Предвечного. Окружая бесконечный Дух, храм которого представляет история, духи греков, римлян, французов являются поочередно привилегированными органами его желаний и составляют в его триумфальном шествии по вселенной род почетной стражи, свидетелей его могущества» (Гегель Г.В. Лекции по философии истории. – СПб.: Наука, 1993).

Отсюда, на фоне значительной дезорганизации, дезориентации нынешнего ир-ас-аланского («осетинского») общества более отчетливо проявляется внутренний смысл нарастающих с каждым годом политических устремлений многих народов «присвоить» его историко-культурное наследие. Очевидно, что данная проблема носит объективный характер. Однако при всем обилии работ, посвященных этой тематике, так и не дан ответ на ключевой вопрос: «В чем заключается главный смысл и первопричина столь яростной борьбы за историко-культурное наследие народа ир»?

Надо полагать, главный смысл данной борьбы заключается в том, что становление полноценной нации возможно лишь при наличии истории, которая могла бы служить воспитанию ее представителей в духе патриотизма. Без патриотизма американского, французского, русского, немецкого, китайского, японского и других народов невозможно было бы осуществить становление их государственности. В основе же патриотизма лежит героика истории народа, его представляющего; героика есть основа патриотизма, способствующего укреплению национального самосознания народа. Дегероизация истории любого народа закономерно ведет к его деградации.

Сказанное проявляет психосоциальную природу рассматриваемого отрицательного этнополитического процесса по присвоению основных вех этносоциальной истории иронского/аланского народа. В его основе лежат, следующие две взаимосвязанные причины.

ПЕРВАЯ. Беспрецедентная героика исторического наследия ир-ас-аланского народа, участвовавшего во многих исторически значимых событиях человеческой цивилизации, что, в частности, нашло свое отражение в сюжетах героического Нартовского эпоса, историографической литературе.

ВТОРАЯ. Совершенно естественное непопадание ряда «молодых» народов, живущих по внешнему периметру Иристона/Алании и ведущих сегодня яростную борьбу за это наследие, в категорию исторических народов.

Именно поэтому «приобщение» данных народов, через полное или частичное присвоение основных вех истории ир-ас-алан, к сожалению, стало знаковым событием конца ХХ – начала XXI вв. Отсюда проистекает и их неадекватная (резко отрицательная) реакция на публикации ИНСТИТУТА НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ИМЕНИ ЦАРАЗОН АС-БАГАТАРА, сотрудники которого решают ключевой вопрос по политической консолидации народа Алании на основе его историко-культурного наследия. Вырабатываемые ими предложения базируются на общепризнанных международным сообществом правах личности и народа на сохранение и защиту своей этнонациональной идентичности.

Сохранение и укрепление этнической, национальной идентичности иронского/аланского народа, обеспечивающей преемственность традиционной культуры и современности следует считать императивом политического, культурного развития Иристона/Алании. Либо мы сомкнем свои национальные ряды и почувствуем локоть друг друга, либо и далее будем влачить безвольное и бесцельное существование на потребу дня наблюдая за тем как растаскивается бесценное наследие наших предков.

Директор Института Национального Развития им. Царазон Ас-Багатара,

профессор Хадзымат ДЗАНАЙТЫ

Join the discussion

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *