В духовной сокровищнице ир-ас-аланского (осетинского) народа исключительно важную роль играет традиция ритуального застолья, истоки которой уходят в глубокую архаику, выявляя поразительную, многотысячелетнею преемственность мировоззрения и социальной психологии людей. Ритуал застолья, как богатейшее культурное наследие народа, воспроизводит солярную природу небесного божества, противопоставляя хаосу и бесформенности времени упорядоченность мироздания.
«Сиденье за трапезой – священное действо. Пиршество принадлежало к важнейшим учреждениям общественной жизни. В традиционном обществе ритуальный прием пищи был главным средством влияния на окружающую природу и реальную жизнь. Благосклонность богов к человеку определялась через пир. Осетинское обрядовое пиршество с жертвоприношением, обозначенное «куывд» является религиозно-культовым термином, выражающим такое важное понятие духовной жизни, как молитвотворение» (В.С. Уарзиати).
Феномен ритуала застолья ир-ас-алан легче всего проясняется через миф, отражающий коллективный опыт предков.
В ир-ас-аланских священных текстах «Царциаты диссæгтæ» нашла отражение мифоритуальная сторона древних традиций – космогоническая картина первомистерии – куывда, где во главе ритуального застолья восседает сам Бог Творец, а сотрапезниками его являются Солнце, Луна, множество небожителей, зеды и дауаги. Как и положено Творцу, Бог (Хуыцау) не просто сидит за трапезой – Он созидает, используя свою творческую энергию для сотворения Солнечной системы, Земли, людей. Идея творения, переданная через ритуал застолья, сохранилась в иронской (осетинской) культурной Традиции до наших дней.
Этикет иронского застолья уникален. Созданный в недрах североиранского мира Нартовский эпос (V тыс. до н.э.) донес до нас основные знаки и символы не имеющего аналогов в мире ритуала. Данные Нартиады позволяют провести этнокультурные параллели с сегодняшним традиционным бытом нашего народа. Настоящей вступительной статьей Институт Национального Развития имени Царазон Ас-Багатара открывает серию публикаций, посвященных сакральной, мифопоэтической составляющей ИРОН ФЫНГА.
ИРОНДЗИНАД УÆЛАХИЗ УÆД!
Заведующая отделом сравнительной мифологии
Института Национального Развития
им. Царазон Ас-Багатара
Лариса ФИДАРАТИ