Ирон фынг — миф и ритуал

Д 2

В сказании «Доля старшего и доля младшего» повествуется о походе нартов, во время которого они останавливаются погостить у кривого Али и трех его сыновей – Саргоя, Гургоя, Анабара. «Хорошо угощал их Али, рассадил за трехногими столиками, а у нартов в то давнее время старшие сидели вместе с младшими. Кто где садился, тот там и сидел».

 В героических кадагах ир-ас-аланского народа поражает лаконизм изложения, который тем не менее содержит невероятный объем сакральной информации. В приведенном отрывке это, прежде всего, крайне древняя разработка идеи Пути, как идеологии переходов «рождений-смертей-рождений» Дзæуæгкаг, которая в свою очередь синхронизируется с годичным движением Солнца по Зодиаку (поход нартов).

В тексте также есть указание на мотив хаоса и на идею творения («старшие сидели вместе с младшими» – отсутствие порядка, «рассадил всех за трехногими столиками» — упорядоченность мироздания и социума). Мифологическое сознание воспринимало тело Космоса, тело социума и тело человека как тождественные. Отсюда отсутствие строгого порядка за священной трапезой означает хаос, разбалансировку Космоса и социума. Наличие естественной иерархии в ритуале застолья воспроизводит эталонное действо, восходящее к божественным прототипам.

Интересна трактовка образа кривого Али, который устанавливает мировоззренческий и этический закон для нартов. Об этом загадочном персонаже в тексте сказано крайне скупо, однако обращает на себя внимание его постоянный эпитет – «кривой». В эпических текстах сакральные смыслы часто скрываются в деталях. Так, слово кривой (одноглазый) позволяет провести мифологические параллели, проливающие дополнительный свет на этот образ. В скандинавской мифологии верховный Бог Один отдал свой глаз великану Мимиру в обмен на внутреннее зрение – мудрость. В древнем Египте солнечный Бог Ра также лишает себя глаза, у другого солнечного Бога Гора глаз похищает его противник – Бог Сет.

 Символика глаза связывает его с источником света – Солнцем, с духовным видением, с мудростью и созидательной силой. В индуизме Бог Кришна породил миры силой своего взгляда. В этом же ряду стоит кривой Али как родоначальник Традиции, одарившей нартов знанием и мудростью. Дополняет образ значение самого имени кривого Али и «говорящие» имена трех его сыновей. Али – Ал — Уæл – вверх; Саргой – энергия головы, духовная энергия; Гургой – энергия тела, физическая энергия; Анабар – энергия низа, порождающая энергия. Кривой Али и три его сына воплощают индоевропейскую универсалию – трехчастный космос, трехфункциональную социальную структуру и триединую природу человека.

Эта же идея воплощена в знаменитой скифской генеалогической легенде, по которой родоначальником трех скифских сословий выступает первопредок Таргитай и три его благородных сына – Липоксай, Арпоксай, Колоксай.

 «Нарты, кто из Вас старше всех по годам? Спросил кривой Али.

— Урузмаг старше всех, ответили нарты.

— Так пусть он и садится за старшего

— А после Урузмага кто из Вас старший? – спросил опять Али

— Хамыц и Сослан, — ответили нарты

— Тогда садитесь Вы по обе стороны Урузмага, — сказал Али Хамыцу и Сослану.

И они тоже сели на указанные места.

Так кривой Али по старшинству рассадил всех нартов, а затем сказал:

— Батрадз, Ацамаз и Елтаган, Вы, как младшие, будете прислуживать за столом».

 Перед нами во всей красе пирамида социоустройства нартовского мира, с четкой оппозицией старший – младший, с определенными социальными ролями. Обращает на себя внимание тот факт, что данная иерархия в ритуале застолья строго соблюдается у прямых генетических потомков нартов ир-ас-алан (осетин), которые и сегодня рассаживаются за длинным фынгом (даргъ фынг) исключительно по старшинству, моделируя ритуальными средствами идею Пути к Богу, к свету-знаниям. Ритуально-культовая функция ирон фынга соотносится с идей Пути к Богу. Поэтому в традиционном быту современных поколений ир-ас-алан стол, как и V – VII тыс. лет назад устойчиво воспринимается как престол Божий. Последнее более чем наглядно демонстрирует прамонотеистический характер духовного мировоззрения Ирон æгъдау, заложившего цивилизационные основы человечества.

ИРОНДЗИНАД УÆЛАХИЗ УÆД!

Заведующая отделом сравнительной мифологии

Института Национального Развития

им. Царазон Ас-Багатара

Лариса ФИДАРАТИ

Join the discussion

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *