Ирон фынг — сакральная жертва

Д 5 + Жертв. Жив.

Сравнительно-историческое сопоставление мифоэпической триды народа ир с другими индоевропейскими мифологическими системами позволяет выявить общие архаичные истоки мифа о Творении, о солнечном свете как источнике жизни, о его энерго-информационной составляющей. Мифологизированная традиция синтезирует невероятные знания о субатомной природе солнечного света в универсальном образе Сакральной жертвы.

На торжественной трапезе ир-ас-алан Вечное светило представлено телом жертвенного животного, которое считалось ипостасью, атрибутом солнечного божества, чаще всего быка или овна, три части которого манифестируют триединую низшую природу человека, в то время как трое старших за столом символизируют триединую высшую божественную природу. Бык как зооморфный дубликат солнечного божества сохраняет свою семантику в традиционном быту ир-ас-алан. Рога жертвенного быка украшают разноцветными лентами, которые символизирует солнечные лучи, как и знак креста на голове жертвенного животного.

Древний священный текст кадагов воспроизводит во всем величии мифоритуальную сторону культурной традиции, восходящей к сакральному истоку – Мистерии Творения. Вершину иерархической пирамиды венчает триединое одноглазое солнечное божество – организующий центр мира, три аспекта которого в кадаге «Доля старшего и доля младшего» представлены тремя сыновьями Али: Саргой – энергия головы, Гургой – энергия средней части тела, Анабар – энергия нижней части. Их зеркальной проекцией на социальный организм являются три старших представителя нартов – Урузмаг, Хамыц и Сослан соответственно.

Иконография ритуального застолья народа ир, зафиксированная в священных текстах, выявляет редкостный консерватизм формы и содержания, являясь наглядным свидетельством великих фундаментальных знаний о энергетической природе света.  Вплетенные в традицию посредством различных кодов (анатомического, числового, цветового, предметного, зооморфного, растительного, геометрического, пищевого т.д.), эти знания реконструируются в первоначальную целостную систему.

ИРОНДЗИНАД УÆЛАХИЗ УÆД!

 Заведующая отделом сравнительной мифологии

Института Национального Развития

им. Царазон Ас-Багатара

Join the discussion

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *