Ирон фынг — проекция солнечной системы

Шататана 2

Древние понимали, что видимые тела и предметы являются только символами невидимых сил, материальным проявлением невидимого принципа.

В сюжете рассматриваемого сказания «Доля старшего и доля младшего» бросается в глаза табуированность женского принципа. Ни одного женского образа в тексте нет, но женский божественный принцип незримо присутствует, выступая эквивалентом духовного света. Именно ей приносятся сакральные жертвы: гибнут три сына кривого Али, оставляя после себя в дар нартам мироустроительные символы: Свирель, Чашу, Столик фынг. Все эти сакральные предметы – атрибуты Великой Богини, имеющие непосредственное отношение к идее Духовного Пути и нравственному эталону. Хозяйка нартов Шатана – олицетворение фынга, его незримая доминанта.

Путешествие нартов по трем погибельным ущельям – черному, белому, красному относится к тройственной природе Великой Богини и соответствует ее цветовому коду, а также алхимическому процессу трансмутации металлов, что аналогично энергетическим и духовно-нравственным преобразованиям в нартовском обществе. В этом грандиозном космическом театре ведущую роль играет Солнце, семантика которого является ключом ко всему сказанию и вместе с остальными участниками спектакля олицетворяет замкнутый цикл энергий.

Уникальность ритуальной трапезы ир-ас-алан состоит в культурно-символическом воспроизведении образа солнечного Пути. Энергетические процессы, происходящие внутри солнечной системы, передаются ритуальными средствами с помощью различных кодов за сакральным застольем. Высшие знания, связанные с тайной наукой солнца, доносятся до людей через их социально-бытовой опыт. Социокосмос актуализирует основные аспекты культурно-символического и сакрального истока.

В ир-ас-аланском ритуальном застолье удивляет поразительная устойчивость культурных кодов. Все великие цивилизации древности зашифровывали в своих мифах, архитектуре, произведениях искусства знания о природе солнечной энергии, но только в современной Алании/Иристоне они сохранились в виде живой Традиции.

В древнеегипетских священных текстах Бог Солнца Ра заявляет: «нет ни одной части моего тела, которая ни была частью тела Бога:

Мое лицо — лицо Диска

Мои глаза — очи Хатхор

Мои уши — уши Аупута

Мои щеки – щеки богини Исиды

Мой спинной хребет – Хребет Сета…».

 Точно также части тела быка, являвшегося инкарнацией и жертвенным животным Бога-Отца-Солнца, были синонимами священных энергий солярного божества. Эта же идея лежит в основе сакрального солнечного календаря иронов, который сохранился в текстах Нартиады. Три священных предмета, полученных в дар нартами, имеют отношение к акту Творения и энергосистеме солнца.

«Процесс творения космоса из хаоса, неотделим от возникновения первозвука, праязыка». Свирель – символ музыкальной гармонии и совершенства, ее божественные звуки рождают миры, в тексте кадага она связана с числом семь (семиглавый уаиг). Чаша Уацамонга наполнена солнечной энергией жизни, ее числовое значение по тексту девять (девятиглавый уаиг). Столик фынг в кадаге связан с числовым кодом двенадцать (двенадцатиголовый уаиг) и отражает идею движения солнца по Зодиаку.

С помощью предметного кода сакральный текст Иронской Нартиады передает идею зарождения и движения солнца по небосводу. Этот сюжет кадага дублирует семантику золотых предметов (секира, ярмо, чаша, плуг) из генеалогической легенды скифов. Четыре сокровища, упавших с неба, своей символикой воспроизводят колесо года – крест в круге и графически передают идею движения солнца по зодиаку (годовой цикл).

Древнегреческий философ Геродот оставил для потомков информацию о скифском обычае приносить клятву на шкуре быка. Зарубежные и отечественные исследователи так и не смогли дать предметное, достоверное объяснение этому обряду. Вместе с тем, только в традиционной культуре народа ир сохранилось понимание-разгадка этого священодействия, который бытовал в их среде еще в 19-м столетии. Наступая на шкуру, скифы и их прямые потомки аланы символически вступали в священное пространство – тело солнечного Бога, прикасаясь к благодатным энергиям.

Солнечный герой Нартиады стальной Сослан, покоряя крепость Хыза, одевает на себя шкуру быка, древнегреческий Геракл облачается в шкуру кабана, скандинавский Сигурд – в шкуру волка, Урузмаг – в шкуру горного козла и т.д. Весь этот мифо-символический комплекс из одного древнейшего арийского (индоиранского) культурного круга. Мифологические персонажи сливаются с зооморфными образами – энергиями, представленными в солнечном календаре Нартиады. К прообразу круга, как символу, в котором синтезированы идеи развития, восходят пантеоны древних богов, возникновение протописьменности и «кругового» мышления.

«Круг (сфера) является тем прафеноменом, который онтологически лежит в основе формообразования бытия». Некоторые исследователи рунического языка человечества выводят его происхождение из годового цикла солнца. Мистическое значение в Традиции ир-ас-алан придается священному символу сакрального года в его восьмичастном делении, без которого немыслимо ни одно ритуальное застолье – это три круглых пирога, разрезаемые двумя совмещенными по центру крестами. В результате получается графический символ колеса года – восьмисегментный круг и двадцать четыре священные даты сезонного движения солнца, совпадающие с народным календарем иронов – Ирон мæйрадуаг. Каждый сегмент солнечного года характеризуется соответствующим только ему типом солнечной радиации. Эта информация зашифрована в многочисленных артефактах, воссоздающих колесо года, где все части круга символизируется образами того или иного божества или рунического знака. Получается, что различные божества национального пантеона иронов являются силами – энергиями одного Бога Творца, который есть абсолютное совершенство, свет, истина, жизнь, путь – круг. В ведах многократно повторяется мысль, что солнечно-огненная стихия вмещает в себя всех богов.

Выдающимся достижением иронской культуры является синхронизация годичного солнечного цикла с энергиями, соответствующими духовным центрам человеческой природы, а четыре кардинальные точки годового цикла – равноденствия и солнцестояния составляют древнюю идеограмму «крест в круге», знак Пути. Движение по Пути это движение по кругу: Утро-весна соответствует детству и юности человека, полдень и лето – взрослению, осень и вечер – зрелости, а зимняя ночь смерти ведет к новой жизни. «Поэтому движение по кругу и обращение вокруг себя является великим космическим законом Бога, нравственным основанием Универсума и всего Бытия». «Живая традиция ритуальных аланских (осетинских) застолий и консервативное присутствие в них образов Нартовского эпоса свидетельствует о единой духовной формуле».

 Невероятные знания о природе солнечного света, переданные Хатиагским языком, через ритуал застолья иронов воссоздают во всей первозданной красе высшую науку о мироздании, о нанометрическом познании устройства жизни, о солнечной системе как живой «клетке» вселенского организма, о единых законах, регулирующих жизнь во Вселенной. Такой уровень кодирования информации есть творение гения ир-ас-аланского народа.

ИРОНДЗИНАД УÆЛАХИЗ УÆД!

Заведующая отделом сравнительной мифологии

Института Национального Развития

им. Царазон Ас-Багатара

Лариса ФИДАРАТИ

 

Join the discussion

Ваш e-mail не будет опубликован.