Стратегия развития Горского ГАУ до 2030 г.

обложка

ВВОДНАЯ СПРАВКА

Старейшее в Алании (Осетии) и на Северном Кавказе высшее учебное заведение – Горский государственный аграрный университет (ГГАУ) за свою более чем вековую историю (1981-2021 гг.) подготовил тысячи высококвалифицированных специалистов для различных отраслей сельского хозяйства России (СССР). Многие из них стали видными учеными, государственными и политическими деятелями, Героями Социалистического труда. Однако сегодня, к большому сожалению, он переживает не лучшие времена. Если в начале 80-х гг. прошлого века он входил в пятерку ведущих аграрных ВУЗов Союза ССР, в 2000 г. в первую двадцатку аграрных ВУЗов уже Российской Федерации, то в 2020 г. он занял 53 место в рейтинге 55 ВУЗов системы МСХ РФ. В условиях взятого Правительством РФ курса на оптимизацию общего количества высших учебных заведений [1], [2], [3]  данный тренд неизбежно ведет к его закрытию. Вместе с тем, понятно, что без образовательного учреждения ведающего вопросами подготовки специалистов высшего и среднего звена, крайне сложно, если не невозможно будет осуществить подъем агропромышленного производства в нашем регионе, освоить горные территории Алании (Осетии).

ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Поскольку развитие аграрного сектора экономики является одной из приоритетных задач, поставленных к решению руководством Российской Федерации, следует сформулировать стратегические направления возрождения и устойчивого развития Горского ГАУ в системе народнохозяйственного комплекса РСО-Алания, РЮО – Государство Алания и всего Кавказского региона. Стратегия развития Горского ГАУ до 2030 г. (далее Стратегия) своими основными положениями вписывается в Стратегию развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 г. [4]. Она рассматривается как  обязательная и неотъемлемая составная часть Стратегии социально-экономического развития РСО-Алания [5], РЮО – Государство Алания.

Понимание того, что отсутствие высокоэффективного агропромышленного комплекса в РСО-Алания, РЮО – Государство Алания сдерживают интенсификацию других отраслей экономики, является организационно-экономической основой предлагаемой Стратегии. Ее правовая база – диалектическое понимание природы министерств, ведомств и учреждений, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Северной и Южной Алании.

Цель Стратегии – модернизация учебно-воспитательного процесса,  научно-изыскательской деятельности в Горском ГАУ и на этой основе построение прогрессивной системы непрерывного аграрного образования, формирование учебно-опытных, производственных кластеров, обеспечивающих устойчивое инновационное развитие агропромышленного комплекса (АПК) равнинных, предгорных и горных территорий Кавказа.

кар 20

 Наряду с совершенствованием учебно-воспитательной работы, развитием сельскохозяйственной науки, необходимым условием развития университета должно стать решение задач по проработке эффективных экономических механизмов хозяйствования и их внедрения в практику агропромышленного производства; моделирование в природно-климатических зонах и административно-хозяйственных единицах РСО-Алания, РЮО – Государство Алания как передовых технологий производства экологически безопасной продукции, в том числе кормов для выращивания сельскохозяйственных животных, так и процессов, связанных с переработкой, предпродажной подготовкой, маркетингом и реализацией товарной продукции на рынке.

ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Три кита, на которых зиждиться  высшее аграрное образование, представлены следующими взаимосвязанными составляющими:

  • учебно-методическая работа;
  • научно-исследовательская работа;
  • учебно-производственная практика.

В случае, если хотя бы одна из приведенных выше составляющих находится в неудовлетворительном состоянии, подготовить полноценного специалиста в области агропромышленного производства становится практически невыполнимой задачей. Другие  составляющие деятельности высшего учебного заведения являются подчиненными этим трем основополагающим. Поэтому следует, прежде всего, очертить стратегические направления их воссоздания и дальнейшего поступательного функционирования.

Учебно-методическая работа, ее совершенствование напрямую зависит от уровня подготовки профессорско-преподавательского состава (ППС), способности воспринимать ими новые идеи и доносить их до студента. Здесь на первый план выходит задача по восстановлению ведущей роли кафедр Горского ГАУ, как первичной  организационной ячейки ВУЗа, дающих импульс развитию учебного процесса и научной деятельности. Поэтому в прошлое должна уйти ущербная практика, когда мнение коллектива кафедры при формировании учебных планов, ее кадрового состава по большому счету не интересует администрацию ВУЗа. Именно кафедры должны задавать тон в работе по  совершенствованию всей учебно-методической работы, что подспудно приведет к восстановлению авторитета преподавателя – центральной фигуры учебного процесса. Мнение коллектива кафедр должно стать определяющим и при определении стратегических направлений развития ВУЗа в целом.

Решение данной многоплановой задачи предполагает:

  1. Повышение уровня профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава через стажировку в ведущих образовательных центрах страны и за рубежом;
  2. Модернизацию всего учебного процесса на основе наукоемких образовательных и IT-технологий;
  3. Введение в учебную практику позиции – приглашенный профессор, с целью восприятия ППС передового опыта ведения преподавательской, научной деятельности;
  4. Повышение уровня ведения учебных занятий, через использование активных методов обучения, материальное стимулирование продуктивной работы профессорско-преподавательского состава;
  5. Повышение уровня всестороннего контроля над образовательной деятельностью абитуриентов;
  6. Активизация работы по международной деятельности, студенческому обмену, межвузовскому сотрудничеству, включая сотрудничество с иностранными образовательными центрами;
  7. Восстановление в полном объеме учебной, производственной, преддипломной практики и др.

кар 27

Университетский статус Горского ГАУ [6] предполагает функционирование в его составе научно-образовательных институтов, обладающих определенной самостоятельностью в принятии решений по их текущей организационно-хозяйственной деятельности. Их формирование целесообразно проводить на базе факультетов, занимающихся подготовкой специалистов по смежным направлениям. Особое внимание следует обратить на блок гуманитарных и социальных наук, поскольку университетское образование подразумевает не только получение студентом знаний по избранной им специальности, но и формирование полноценной личности, обладающей широким взглядом на окружающую действительность. Не менее значимые позиции в структуре агроуниверситета должен занять институт, ведающий вопросами устойчивого развития горных территорий (монтологии). Исходя из сказанного, предлагается создать следующие научно-образовательные институты:

  • «Агрономии и агроэкосистем»;
  • «Механизации и автоматизации»;
  • «Ветеринарии и зоотехнии»;
  • «Истории, экономики и права»;
  • «Монтологии и агроэкотуризма».

Проведенная таким образом децентрализация внутри вузовского управления учебным процессом позволит значительно актуализировать  деятельность каждого преподавателя, наиболее полно раскрыть их творческий потенциал, сделать работу в ВУЗе более привлекательной. Представленная организационная структура будет стимулировать проведение перспективных междисциплинарных исследований, дающих наибольший народнохозяйственный эффект. Реализация данных предложений позволит преодолеть и поколенческий разрыв (старение) среди научно-педагогических кадров Горского ГАУ.

Система непрерывного аграрного образования. В условиях текущей острой конкурентной борьбы за абитуриента, и с целью их успешной социализации в системе высшей школы следует особое внимание уделить ведению ранней профильной профессиональной ориентации учащихся средних школ, особенно сельских территорий. Поэтому в структуре университета целесообразно создать Центр довузовской подготовки (ЦДП). Здесь же старшеклассники смогут проходить обучение как по обязательным, так и по дополнительным образовательным программам. Под кураторством ведущих преподавателей возможно их участие в конференциях молодых ученых, студенческих олимпиадах, агроэкотуризме и т.д. Центр через образовательную онлайн-платформу, онлайн-семинары призван популяризовать среди потенциальных студентов аграрные знания и преимущества карьерных перспектив на предприятиях агропромышленного комплекса.

С целью минимизации дисбаланса между реальными потребностями национальной экономики в специалистах аграрного профиля и пониманием школьников и их родителей перспективности сельскохозяйственного образования целесообразно создание «Аграрных классов». Данные классы организованные администрацией Горского ГАУ совместно с Министерством сельского хозяйства, Министерством образования и науки, Администрацией сельских поселений и другими заинтересованными ведомствами призваны осуществлять не только теоретическое введение школьников в аграрные профессии, но и создавать благоприятные  условия для получения ими производственных навыков. «Агроклассы» станут важным связующим звеном между средней  школой и Горским ГАУ, усилят профессиональную ориентацию сельской молодежи.

Таким образом, предлагаемая к практической реализации система довузовской подготовки обеспечит формирование качественного студенческого контингента. Наряду с развитием основных ступеней высшего образования (бакалавриат, магистратура, специалитет) и дополнительного образования данное обстоятельство позволит реализовать в рамках Горского ГАУ эффективную систему непрерывного обучения.

Научно-исследовательская работа. Усиление влияния научной составляющей, как на уровень профессиональной подготовки преподавателей, так и на уровень  конечных знаний студентов, предполагает уход от ярко выраженного сегодня формализма в оценке вклада каждого преподавателя в науку. Здесь в основу должны быть положены не количественные, а качественные показатели, напрямую свидетельствующие о реальном приращении научного знания.

Развитие научной сферы предполагает:

  1. Организацию при каждой кафедре научно-исследовательских лабораторий;
  2. Активизацию работы научной части университета, кафедр по выявлению наиболее одаренных студентов с последующим привлечением их к изыскательской деятельности в экспериментальных группах со свободным посещением занятий;
  3. Восстановление в полном объеме работы аспирантуры, докторантуры, диссертационных советов;
  4. Налаживание научных контактов с ВУЗами и НИИ аграрного профиля, в том числе международных, а также с конечными получателями инновационного продукта – сельхозтоваропроизводителями;
  5. Восстановление Центрального опытно-конструкторского бюро (ЦОКБ), опытно-селекционной станции, учебного парка сельскохозяйственной техники;
  6. Развертывание сети многолетних опытов с удобрениями во всех почвенно-климатических зонах Северного Кавказа;
  7. Организацию Инновационного центра новых технологий с созданием банка данных завершенных НИОКР;
  8. Активизацию тиражирования научных достижений среди жителей сельских территорий.

АПК 12

Реализация в полном объеме указанных направлений облегчит  трансфер наукоемких технологий, т.е. будет способствовать технико-технологической, управленческой модернизации  предприятий регионального АПК, максимизации величины и качества его конечного продукта.

Уникальность условий для аграрной науки РСО-Алания (8 тыс. кв.км.), РЮО  – Государство Алания (3,9 тыс. кв. км.) заключается в том, что воздействие широтной зональности, с запада на восток и вертикальной – с севера на юг, как бы сфокусировало на небольшой территории этих республик практически все многообразие почвенно-климатических и географических особенностей Северного и Южного Кавказа [7], [8]. На протяжении всего 200 км их территории происходит последовательная смена почв, климата, растительного покрова, физико-географического строения и других признаков, оказывающих одинаково решающее влияние на специфику ведения сельскохозяйственного производства во всех республиках, краях, областях Северного и Южного Кавказа (за исключением его субтропического пояса). Поэтому правительствами обеих республик должна быть рассмотрена возможность расширения опытно-производственной, учебной базы Горского ГАУ за счет включения в ее состав новых хозяйств с зональными особенностями агроценозов Предкавказья (РСО-Алания) и Закавказья (РЮО – Государство Алания). Последнее придаст научным исследованиям комплексный характер, а выводы и рекомендации, сделанные в ходе проведения НИР, будут экстраполированы на всю их территорию.

АПК 15

Работники Горского ГАУ смогут организовать авторский надзор за внедрением в сельскохозяйственное производство всех природно-климатических зон научно-технических разработок в области селекции, семеноводства, агрохимии, земледелия,  зооинженерии, механизации и автоматизации, организации сельскохозяйственного производства; обеспечить переподготовку в базовых хозяйствах работников II-ой (производственной) и III-ей (пищевой и перерабатывающих) сфер АПК. Такой подход к размещению учебно-опытных хозяйств в перспективе позволит  создать на их основе агротехнопарки (наука + образование + передовое агропромышленное производство).

Учебно-производственная практика. Решение сформулированных выше задач в области ведения учебной, научной деятельности  Горского ГАУ невозможно без наличия соответствующей учебной базы. Поэтому ключевое значение имеет восстановление и дальнейшее развитие Учебно-опытного хозяйства им. А. Б. Саламова. Данная задача включает в себя целый ряд подзадач, а именно:

  1. Восстановление статуса Учебно-опытного хозяйства им. А. Б. Саламова и возвращение в его состав ранее отторгнутого от него имущества;
  2. Включение в систему опытно-производственной и учебной базы ГГАУ новых хозяйств, экспериментальных опорных пунктов (см. выше). Здесь будет происходить формирование профессиональных навыков будущих специалистов в области агропромышленного производства. Именно эти учебно-опытные, экспериментальные хозяйства станут точками роста для всего агропромышленного комплекса Алании (Осетии). От них пойдет тиражирование передового опыта по эффективному ведению растениеводческой и животноводческой отраслей, использованию интенсивных технологий, современных методов организации и управления производственными системами и т.д.
  3. Расширение партнерских отношений Горского ГАУ с ведущими профильными предприятиями региона с подписанием договора на прохождение студентами производственной практики и соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве.

 кар 25

Информационный маркетинговый центр (ИМЦ). В целях усиления взаимодействия, взаимовлияния аграрной образовательной среды и сельскохозяйственного производства, более эффективного использования научного потенциала ГГАУ предлагается создание Информационного маркетингового центра, выступающего наиболее эффективным средством для повышения конкурентоспособности аграрного сектора. Основными задачами ИМЦ, функционирующего в составе Горского ГАУ является:

  • обеспечение всех хозяйствующих субъектов оперативной конъюнктурной информацией о ценах и объемах реализации (закупок) сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на всех этапах прохождения от производителей, оптовых покупателей, переработчиков и т.п. до реализации в розничной торговой сети и на рынках сельскохозяйственной продукции;
  • разработка на основе объективных данных адекватных мер по государственному регулированию рынка на уровне регионального АПК;
  • подготовка и распространение регулярных аналитических материалов о состоянии и тенденциях развития рынка сельскохозяйственной продукции.

ИМЦ

Основные принципы деятельности ИМЦ:

  • организационная модель Центра должна в наибольшей степени соответствовать местным условиям, поэтому целесообразно разработать четкий механизм его взаимодействия с региональными структурами Министерства сельского хозяйства РФ;
  • Центр действует в интересах сельских товаропроизводителей, в той мере, в которой они не противоречат общественным интересам, и призван обеспечить эффективное взаимодействие всех организаций и ведомств, влияющих на развитие аграрного рынка;
  • Центр призван реагировать не только на текущие проблемы сельских товаропроизводителей, но, на основе анализа тенденций развития экономики, прогнозировать, какие проблемы возникнут в будущем, и, соответственно, создавать осведомленность о них у работников АПК, нацеливать аграрную науку на их решение и инициировать изменения в методах ведения хозяйства;
  • Центр предоставляет сельским товаропроизводителям действительно объективную и проверенную информацию о новых технологиях, методах ведения хозяйства, передовом опыте;
  • в своей деятельности Центр не стремится к получению прибыли, но функционирует на основе окупаемости затрат.

Зона с особым статусом на базе учебно-опытных хозяйств Горского ГАУ (Особая зона). Кризисное финансово-экономическое положение ГГАУ предполагает использование неординарных подходов к его экономическому развитию. В этой связи предлагается создание Зоны с особым статусом. Особая зона – территориальная единица с особым статусом, образуемая в соответствии с разработанным положением и включающая территории базовых предприятий ГГАУ, расположенных в РСО-Алания, РЮО – Государство Алания (см. выше), в пределах которой устанавливается особый режим управления, льготные условия хозяйствования и ведения предпринимательства. Контроль за деятельностью Администрации Особой зоны осуществляет Правительство РСО-Алания, Правительство РЮО – Государство Алания.

Особая зона создается в целях:

  • совершенствования работы ГГАУ, как научно-инновационного центра развития АПК Юга и Севера Алании;
  • стимулирования инвестиционной деятельности отечественных и иностранных предпринимателей для развития производства и освоения передовых технологий в сельском хозяйстве региона;
  • сохранения высококвалифицированных специалистов, создания новых рабочих мест на предприятиях ГГАУ и дополнительных рабочих мест за счет организации сопутствующих производств, а также совместных предприятий  с ведущими отечественными и зарубежными фирмами;
  • увеличения объемов производства и продажи продукции АПК Юга и Севера Алании, повышение финансовой устойчивости и конкурентоспособности предприятий АПК;
  • обеспечения устойчивого развития сельских территорий, расположенных в равнинной, предгорной и горных агроландшафтных зонах Алании.

АПК 6

Успешная реализация данного проекта (Особая зона) позволит получить значительный демонстрационный эффект. Экономический и научно-технический прогресс будет восприниматься работниками АПК через инвесторов, научных работников и специалистов, прошедших переподготовку в научных, опытно-производственных подразделениях Горского ГАУ. На привлекательной для инвестиций территории Особой зоны планируется возведение предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, региональных центров селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур и репродукции высокопродуктивных пород скота, функционирование Инновационного центра новых технологий в АПК.

Совершенствование управления ВУЗом. Современные тенденции развития высшего образования предполагают формирование цельной информационно-коммуникационной структуры Горского ГАУ, что обеспечит единство научно-образовательного пространства и системы управления ВУЗом. Внедрение системы электронного документооборота, концентрация ответственности в структурных подразделениях приведет как к повышению качества  и оперативности принимаемых управленческих решений, так и к уменьшению удельного веса административно-управленческого персонала по отношению к профессорско-преподавательскому составу.

Опыт администрирования последних десятилетий свидетельствует о необходимости формирования в Горском ГАУ полноценной профсоюзной организации. Профсоюзный комитет должен выступать не слепым исполнителем воли ректора, а быть реальным защитником  законных прав и интересов всех членов трудового коллектива. Помимо этого, крепкая и ответственная профсоюзная организация станет залогом возрождения социальной сферы агроуниверситета (строительство общежитий, домов отдыха, пансионатов, жилья), надежной опорой его руководству. Без этой необходимой меры, подразумевающей коллегиальность в принятии жизненно важных решений,  исключение волюнтаризма нельзя добиться транспарентности во взаимоотношениях между администрацией ВУЗа и его профессорско-преподавательским составом.

АПК 14

Университетская демократия и этика предполагают учет мнения максимального количества сотрудников. Поэтому, в Горском ГАУ необходимо восстановить один из основополагающих принципов высшей школы по выбору кандидата(ов) на должность ректора. Данные выборы должны  осуществляться на общем собрании коллектива ВУЗа и проходить гласно, открыто на конкурентной основе.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Из всего вышесказанного следует, что совершенствование учебной, научной, учебно-производственной, экспериментальной и социально-экономической базы Горского ГАУ  сегодня становится необходимым условием решения ключевой для нашего  региона задачи по повышению эколого-экономической эффективности агропромышленного сектора, обеспечению продовольственной безопасности и устойчивому развитию горных территорий. Озвученные предложения по развитию Горского ГАУ и их практическая реализация позволят восстановить утраченные им позиции в общероссийском рейтинге и выйдя в лидеры аграрного образования создать благоприятные возможности для подготовки высококвалифицированных специалистов для отечественного АПК. Более того, он станет одним из ключевых учреждений по реальной интеграции народно-хозяйственных комплексов Северной и Южной Алании.

Воплощение в жизнь представленной Стратегии развития Горского государственного аграрного университета до 2030 г. есть объективное требование текущего крайне сложного времени. Его образовательно-инновационная составляющая призвана стать основой формирования высокоэффективного АПК Алании. Поэтому готовность коллектива ВУЗа решать поставленные задачи должна находить всемерную государственную поддержку со стороны руководства Северной и Южной Алании.

письмо

ЛИТЕРАТУРА

  1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы. – URL: https://docs.cntd.ru/document/420244216 (дата обращения: 19.05.2021).
  2. Бузанакова А. Р. Курс на сокращение числа вузов в современной Росии: шаг к справедливости или к эффективности? //Молодой ученый. – 2014. – №7 (66). – С. 310-313.
  3. Лемуткина М. Появились тревожные данные о сокращении вузов в России за десять лет //Московский комсомолец. 2021. – 28 мая. – URL: https://www. mk.ru/social/2021/05/28/poyavilis-trevozhnye-dannye-o-sokrashhenii-vuzovv-rossii-za-desyat-let.html (дата обращения 19.05.2021).
  4. Стратегию развития аграрного образования в Российской Федерации до 2030 г. – URL: http://www.bsaa.edu.ru/sveden/files/Strategiya_AO.pdf (дата обращения 10.05.2021).
  5. Стратегия социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2030 г. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ (дата обращения 19.05.2021).
  6. Басаев Б. Б. Дорогой созидания и прогресса. Владикавказ, 2003. – 295 с.
  7. Джанаев Г. Г. Удобрения в автономных республиках Северного Кавказа. Орджоникидзе: Изд-во Ир, 1984. – 311 с.
  8. Джанаев Х. Г. Организация машиноиспользования в земледелии Северного Кавказа. М.: Изд-во Московского университета, 2001. – 391 с.

Join the discussion

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *