От редакции. В условиях частой смены высших политических чинов (президентов, глав) как на Севере, так и на Юге Алании (1991-2022 гг.) все больше и больше наших сограждан стали задаваться вопросом о том, какими качествами должен обладать политический лидер, руководствуясь какими критериями они могут сделать осмысленный выбор, чтобы в очередной раз не попасть в ситуацию обманутых и униженных? Бесспорная актуальность обозначенной проблемы потребовала их научно-практического разрешения в рамках «Национальной доктрины Алании».
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР
Политический деятель – ничто без уважения
и доверия собственного народа.
Главными носителями приоритетов национально-государственного строительства всегда выступали индивидуумы, обладающие свойством проникать в суть сложных политических, национальных явлений и процессов. От их способности осознано воспринимать актуальные цели и задачи современности во многом зависит прогресс общества в целом. Рождаемые ими смыслы позволяют всем членам социума осознанным взглядом смотреть в свое политическое и национальное прошлое, настоящее и будущее. В случае если эти люди обладают еще и развитым политическим сознанием и политической волей, то они обречены стать политическими лидерами нации. Последнее проявляется в их неудержимом стремлении, несмотря на существующие препятствия, воплощать в социально-политической реальности жизненно важные устремления своего народа. Поэтому политическую волю, ее наличие у того или иного политического деятеля, необходимо рассматривать как генезис самых редкостных качеств человеческого ума и души.
Показательной в этом отношении является фигура царя средневекового Иристона/Алании – Царазон Ас-Багатара, который вел бескомпромиссную борьбу с феодальной раздробленностью, клановостью, умалением общенациональных интересов. Однако к величайшему сожалению, если он в качестве главной цели своей военно-политической деятельности видел консолидацию народа вокруг древнего арийского мировоззрения Ирон æгъдау и укрепление на этой основе его национального самосознания и государственности, то ныне правящий политический класс Алании ничего, кроме идеологии вульгарного обогащения так и не смог предложить народу. Если, с одной стороны, мы имеем героическую личность (Ас-Багатар), объединившую все ветви народа и вдохновившую его на сопротивление многочисленным агрессорам, то, с другой стороны, мы имеем доморощенных политиканов, не первое десятилетие заигрывающих с откровенными аланофобами/ириофобами, низводящими на нет его историко-культурное наследие.
Такие понятия, как «политический лидер» и «личность», в свете существа категорий, которыми оперируют общественные науки, можно считать синонимичными. Человек не может быть полноценным «политическим лидером», если он при этом не является «личностью», т.е. человеком, способным раньше всех и отчетливее всех осознавать злободневные проблемы современности и как никто другой стремиться к их разрешению в практическом плане. Обладание незаурядными природными способностями в совокупности с сильной волей и целеустремленностью является альфой и омегой появления в общественной среде подлинной личности.
Другой необходимой составляющей, которая окончательно формирует облик «политического лидера», «государственника», «личности», является подспудно вытекающая из первых двух составляющих способность на протяжении всей своей сознательной жизни сохранять последовательность в своих мыслях и действиях. Поэтому сложившейся личности не свойственны политические «шатания», смена политических ориентиров, своего мировоззрения. Такое поведение, как правило, присуще людям, которые очень хотят выглядеть личностью, не имея на то никаких объективных данных. По существу, им пожизненно отведена роль «политических флюгеров».
Усилиями именно этих людей был возведен в ранг постулата ложный тезис о том, что «политика – это грязное дело». Активно пропагандируя подобного рода изречения, они тем самым пытаются оправдать любое свое действие или бездействие, закономерно несущие обществу политический и социально-экономический упадок. Вся их «политическая деятельность» сводится к постоянному поиску причин, якобы не дающих им реализовать свои величественные планы и тем самым оправдать свое бессмысленное пребывание в политической сфере.
Настоящей бедой для общества становится приход к власти мнимых личностей, людей, не только не способных, в силу ряда объективных причин, понять существа процессов, происходящих в общественной жизни, но, что самое прискорбное, и не утруждающих себя попытками приблизиться к их пониманию. Главная цель пребывания у власти мнимой личности («эрзац-элиты») – сохранение стабильного положения выдвинувшей его группы. Длительное сохранение такого порядка вещей ведет не только к застою в развитии общественных отношений, но и отбрасывает данную общественную систему в плане социально-политической эволюции назад. Отсюда, актуальной является задача по отличию подлинного политического лидера от резонера, выскочки с большими амбициями при полном отсутствии качеств, характеризующих личность.
Особо следует сказать о том, что не каждый национальный лидер может стать политическим лидером, при этом, политическим лидером нельзя стать, не будучи национальным лидером. То есть сложение образа полноценного политического лидера протекает через познание специфических черт соответствующей этнонациональной общности. Здесь движение на олимп политической жизни пролегает исключительно через национальное.
Непредвзятое рассмотрение с этих позиций истории политического лидерства в Алании нового времени (XIX-XXI вв.) позволило выявить факт их полного отсутствия. В старорежимное время (до 1917 г.) этому препятствовал ограничительный характер политических свобод. Алании попросту не существовало в качестве субъекта политической жизни. Именно этим объясняется перманентное административно-территориальное переподчинение различных ее обществ, сопровождающееся произвольным нарезанием границ, выселением отдельных фамилий за пределы компактного проживания народа.
В эпоху Советского государства юг и север Алании приобрели статус автономных образований. Однако мнение населения не оказывало никакого влияния на формирование своей политической элиты. Все кадровые назначения жестко контролировались и осуществлялись Центральным Комитетом коммунистической партии. Инакомыслие, идущее вразрез официальным установкам КПСС, полностью пресекалось. Формирование кадрового корпуса и, соответственно, политической элиты государства проходило исключительно по линии ЦК КПСС, что в последующем и явилось одной из основных причин краха СССР. Поэтому здесь тоже нельзя говорить о самой возможности появления в Алании подлинного политического и национального лидера.
Провозглашение демократических свобод в Российской Федерации (1992 г.), пожалуй, впервые в новейшей истории, сделало возможным осуществить саму постановку задачи по выдвижению из народной среды политического лидера. Принятые законодательные акты, как на уровне федерального центра, так и на местах, позволяли это осуществить. Однако прошедшие десятилетия свидетельствуют о том, что и на данном историческом этапе этого сделать не удалось. Периодически сменяющие друг друга руководители Алании («Осетии»), позиционирующие себя в качестве политических лидеров, никак не вписываются в приведенные выше характеристики фигуры политического лидера. Стыдно констатировать, но они оказались даже неспособными «расплести» задние ноги священному тотему средневековой Алании – барсу, который вот уже на протяжении 25-ти лет изображается в качестве главного геральдического символа РСО-Алания, Государство Алания (см. герб юга и севера Алании).
Отсюда проистекает и ярко выраженный протестный характер голосования на выборах руководителя (президента, главы) Алании. В этих искусственно созданных политических условиях избиратели вынуждены голосовать не за полноценную программу развития региона, за последние 30-ть лет ни на Севере, ни на Юге Алании таковая так и не была представлена общественности, и даже не за конкретного человека, а, главным образом, против действующего руководителя. Поэтому каждый новый избирательный цикл возносит, как правило, на мутной волне протестного голосования на вершину государственной власти человека далекого от понимания существу тех общенациональных задач, которые требуют своего неотложного решения.
Поскольку роль личности в формировании общественных, политических систем чрезвычайно велика, следовательно, необходимо отправить на свалку истории господствующий сегодня в общественном сознании Алании бытовой критерий («хорз лæппу») выдвижения политического лидера. Здесь главным, определяющим должно стать ясное понимание того, является ли тот или иной индивидуум носителем жизнеутверждающей идеологии, и может ли он по своим объективным личностным, профессиональным характеристикам быть политическим лидером нации.
Народу Алании необходимо осознать, что существует огромная пропасть между «политикой» как сферой человеческой деятельности, направленной на совершенствование государственного управления, взаимодействия различных институтов гражданского общества и «псевдополитикой». Если в основе первого лежит глубокое понимание закономерностей развития общества и государства, способствующее социальному прогрессу, то в основе второго лежат все пороки человеческого общества, ведущие его по пути социального регресса. Именно эта пропасть так и не была преодолена господствующей многие десятилетия в Алании «эрзац-элитой». Выстроенное ими за последние 30-ть лет профанное общество не является жизнеспособным, оно с неизбежностью сдает свои позиции более сплоченным социально-политическим, этническим обществам, расположенным по всему внешнему контуру Алании.
Такова новая и новейшая история формирования в этнонациональной среде Алании фигуры его политического, а значит и национального лидера. Главной ее особенностью является длительное отсутствие адекватной принципам народной демократии политической системы, основанной на знаниях политической науки, что превратило предательство национальных интересов Алании в «проходной билет» во власть. Именно эти обстоятельства во многом предопределили текущий кризис власти, полное отчуждение от нее гражданского населения. В этих реальных условиях не может быть и речи о самой возможности укоренения на ее политическом поле подлинных политических лидеров, являющихся носителями прогрессивной национально-государственной идеологии. Они попросту уничтожаются самой системой. Вместе с тем, учитывая колоссальную роль прогрессивной личности в развитии социума, народу Алании еще предстоит решение этой значимой общественно-политической задачи.
Стоя на пороге воссоединения Северной и Южной Алании и образования Республики Алания в составе Российской Федерации, наш народ имеет уникальный исторический шанс, при формировании единых органов государственного управления (исполнительной, законодательной, судебной власти), проявив волю и высокий уровень национального самосознания, сделать свой осмысленный выбор. Итоги данного выбора определят будущность народа Алании, его дальнейшую судьбу. Либо он, ведомый и дальше в никуда представителями эрзац-элиты, сойдет с исторической арены, растворившись в соседних народах, либо он, выдвинув из своей среды подлинных лидеров нации, сплотившись вокруг прогрессивной национально-государственной идеологии откроет новые горизонты своего всестороннего развития.
Председатель общественного движения
Национальный форум Алания
Хадзымат ДЗАНАЙТЫ
20.04.2022 г.