Хрестоматийно, что наиболее коротким далее неделимым звуком, минимальной смыслоразличительной единицей языка, которая определяет значение слова, выступает фонема. В этом отношении слово ир, состоит из двух фонем (и, р). Вместе они образуют смысловой ряд, обозначающий одновременно народ, страну и национальную принадлежность индивидуума. Последнее крайне редкое явление в семантике. Поэтому трудно найти в пестрой палитре народов мира более короткое и, в то же время, емкое, сонорно звучащее слово, которое давало бы столь ясное представление о существе максимально обобщенного, сложного понятия – народ (нация). Данное обстоятельство свидетельствует о том, что ир представляет собой одну из древнейших, архаично звучащих морфем (наименьшая единица языка, имеющая некоторый смысл). По существу, речь идет о реликте, давшим начало базовым понятиям человечества.
В частности, от него происходит ирон. – ирд – сияющий, сверкающий (Свет). В солнечном календаре иров по кругу располагаются 24 руны – солнечные энергии. Согласно древней индоевропейской традиции 25-я руна-энергия, расположенная в центре сакрального круга, именуется не иначе как ЭфИр, где Ир выступает ипостасью Солнечного Света, Солнечной Энергии.
Проследим теперь историко-этимологические особенности формирования других эндоэтнонимов и экзоэтнонимов народа ир. Мировая историография и политическая наука одним из первых народов, фиксируемых на территории евразийского степного пояса, Кавказа, Малой Азии упоминает киммерийцев. Большинство исследователей относят их к североиранскому этнокультурному массиву. Согласно А. Р. Чочиева: «Нет сомнений, что киммерийский этап арийской истории – это еще эпоха «до» царей-героев-Аs». … «этноним guymir отложился в славянском kumir – «герой бог», «объект почитания», грузинских gmiri – «герой», gmerti – «бог» и это свидетельствует, что свою Веру и богов этот народ имел и насаждал в других народах!».
Слово скиф восходит к одному из самоназваний североиранцев – сколот, корневой основой которого выступает Коло, т.е. Солнце. Последнее нашло свое отражение в праздничном мире народа ир, где и сегодня присутствует праздник Ныккола, посвященный солнечному культу Коло (Солнце). В ходе празднества выпекается сакральный круглый пирог большого размера, символизирующий небесное светило.
В эпоху Великого переселения народов, средневековья в Центральной и Западной Европе наибольшее распространение получило имя алан, роксолан, аллон, Поэтому согласно «Истории Британии» имя Алан выступает в качестве эпонима Европы. В тоже время, на Севере Европы в Скандинавии преимущественное распространение получило имя Ас, давшее название правящей династии скандинавских богов – Асы. Ас восходит к ирон. – Уас. Асы – носители божественной истины-света знаний, войны духа, герои.
По всей видимости, в этнической среде североиранцев термин ас изначально выполнял функцию соционима. Данный престижно-статусный соционим использовался ими для групповой идентификации представителей своего воинского сословия. Со временем он превратился в экзоэтноним, т.е. название, которым именовали североиранцев другие народы. В этом ряду стоят древнеславянский – яс, картвельский – оси/ овс, русский – осетин. На востоке в китайской лексике ас перешло в а-су, монгольское множественное число асол. От ас (аз) происходит название континента Азия. Соответственно, асами именовали североиранцев народы Европы и Азии.
В имени сака/саки произошло наложение на народ его древнего священного тотема – оленя (ирон. саг – олень). Семантика этого зооморфного образа напрямую восходит к солярной символике. Поэтому весь свод художественного и мифологического наследия североиранцев наполнен пластичными образами этого священного солнечного животного, которого по праву считают их духовно-нравственным идеалом, зооморфным символом совершенного человека.
Обобщение изложенного материала позволило составить масштабную историческую панораму, в которой представлены как эндоэтнонимы, так и экзоэтнонимы народа ир, характеризующиеся следующими причинно-следственными связями (см. рисунок).
Главным интегративным признаком во всех приведенных именах народа ир выступает – Свет, что полностью вписывается в идеологию Dzæwæggag: Dzaw – «Восходящие к Свету». Отсюда становится более чем очевидно, что все вышеприведенные эндоэтнонимы, экзоэтнонимы североиранского суперэтноса являются ипостасью Солнечного Света – Света Знаний. Носителями этого Света Знаний, Истины в национальной лексике Ирон Æгъдау выступал в доисторические времена и выступает сегодня народ ир (ираттæ). Именно духовное мировоззрение Ирон Æгъдау (уаг + тау > уагтау > агътау > æгъдау) – распространение Божественной Истины-Света – является первоосновой цивилизационных представлений о данной Истине.
Подобно восходящему светилу, передающему через свои золотые лучи жизненную энергию всему живому на Земле, народ Света нес свое духовное мировоззрение Света – Ирон Æгъдау – народам Тьмы, преображая их сознание и порождая Героев Света. Отсюда становится понятно, почему вся традиционная культура народа ир буквально пронизана Солнечным Светом – Светом Знаний. Солнечная символика заложена в их танцах, одежде, застолье, песнопениях, предметах материальной культуры, художественных изделиях, предметах культа, сакральном календаре. Здесь, через морфему ир все дышит Светом и источает Свет. В этой связи, с начала времен и по сей день, великим благом считается приобщение к духовной культуре народа ир.
Директор Института национального
развития им. Царазон Ас-Багатара,
профессор Хадзымат ДЗАНАЙТЫ
Useful information http://www.vladmines.dn.ua/forum/index.php?PHPSESSID=22v9n0q6m0o74hr1pgttb7ps31&topic=20027.0
Thanks for the info