Солнечное божество — Уастырджи и Солнцеликая богиня — Шатана

Уас 77

Когда осетин поднимает свой взор к небу, он видит распростертые над ним крылья небес­ного коня и развевающийся плащ-накидку боже­ственного охранителя и защитника Осетии – Золо­того Уастырджи. Образ, созданный гением осетинского народа, является одним из самых архаичных в мировой мифологии, заключая в себе сущность мыслепознания: все существующее управляется единым принципом.

Сияющий божественным светом небожитель – Уастырджи и есть тот Управляющий принцип осе­тинской идеологической системы, которому подчи­няется миро- и социоустройство нации. Строгая и величественная красота осетинской души открывается только постигшему этот цен­тральный после Бога-Творца образ духовной жизни народа.

Сотрапезник богов и нартов, Уастырджи со­провождает человека с момента зарождения и до смерти. Он покровитель путников, но не обычных путников, а духовных, тех, кто избрал путь духов­но-нравственного совершенствования, чтобы стать витязями высшего нрава.

Народные верования и мифология отражают различные аспекты образа самого почитаемого и любимого из небожителей. Одной из его основных функций является мироустроительная. Он, посред­ник между Богом-Творцом и людьми, упорядочи­вает проявленный мир.

Особенно ярко это его роль видна в Сказании о рождении нартовской Шатаны. Буквальное прочтение данного сказания может привести в недоумение неподготовленного читате­ля. Но творцы Нартиады оставили потомкам удиви­тельные знания о природе человека и мироздания на так называемом «хатиагском языке», языке по­священных (глагол хатын означает понимать, умно­жать, в данном случае знания).

Как правило, тексты нартовских сказаний вклю­чают в себя не только поверхностный, легко считы­ваемый смысл, но и несколько пластов глубинного смысла. Расшифровка смысла и символики сказа­ния в значительной степени зависит от культурного уровня воспринимающего.

Эпические тексты рисуют грандиозную мистерию зарождения жизни.

Свет божий, лучезарный Уастырджи, имя-титул которого переводится как Сияющий Великий Витязь Парящий, проникает в склеп-лабиринт к мертвой Дзерассе, прекрасной дочери водного царя, уда­ром волшебной плети оживляет ее, проводит с ней ночь, затем запускает в склеп своего коня и свое­го пса. Проходит определенное время и из склепа раздается плач ребенка, ржание коня и лай собаки.

Сколько ханжеских нападок мы слышали по поводу этого сюжета и все потому, что вовсе за­были язык на котором говорят с нами создатели Нартиады.

На языке символов склеп-лабиринт есть про­странство Богини-Матери, безжизненная водная стихия. Уастырджи в виде луча-света проникает в склеп оживляет мертвую материю, в данном случаи водную нимфу, порождая жизнь и божественный порядок!

Вместе с солнцеликой Шатаной на свет появ­ляются первоконь и первособака. Шатана-великая богиня, центральный персонаж героического эпоса о нартах, информационно-энергетическая ось все­ленной, ее постоянный эпитет – мудрая, она храни­тельница великих сакральных знаний.

Конь в символике – божественная энергия трех зон мироздания. Эта энергия рождается на свет вместе с богиней. Как солярная сила конь появля­ется вместе с богами солнца, олицетворяя мужскую энергию и являясь подножием для поднимающего­ся духа человека. Конь так же может символизи­ровать и скорость мысли и мудрость. В восточных легендах небесный конь доставляет на Землю ог­ненное сокровище — камень Чинтомани, часть ко­торого сокрыта на Кавказе. Млечный путь осетины именуют Следом Небесного Коня — Æрфæны Фæд. С конями связана кельтская богиня-лошадь Эпона, которую считали покровительницей лошадей. Наряду с оленем, конь является излюбленным живот­ным в изобразительном искусстве скифов-сарма­тов-алан.

Образ собаки маркирует собой охранительную функцию, божественную защиту богини. Собаки были спутницами греческой богини Артемиды, а так же кельтских богинь-прародительниц. Саму Ве­ликую Богиню часто отождествляли с Великой со­бакой. В Вавилоне собака была символом богини судьбы Гулы. Богиня Исида в древнем Египте ото­ждествлялась с Сириусом, который египтяне назы­вали собачьей звездой.

В этой связи уместно вспомнить греческую боги­ню Гекату, рожденную с тремя головами – лошади­ной, собачьей и львиной, так же имеющую отноше­ние к звездной системе Сириуса. К слову сказать, на более глубоком символическом уровне в сюжете о рождении Шатаны так же просматриваются зна­ния о системе Сириуса.

Величественные тексты в мифологических об­разах сохранили для нас загадочную формулу жизни.

 

Заведующая отделом

сравнительной мифологии

Института национального развития

Лариса ФИДАРАТИ

 

8 comments

Join the discussion

Ваш e-mail не будет опубликован.