ЦАРАЗОН АС-БАГАТЫР: ЦАРЬ И ГЕРОЙ

Царазон 2

ЦАРАЗОН АС-БАГАТЫР (XIII в.) – последний иронский (аланский) царь, поставивший главной целью своей военно-политической деятельности консолидацию народа вокруг древнего арийского мировоззрения Ирон æгъдау и укрепление на этой основе его национального самосознания и, соответственно, государственности. Именно эта героическая личность вдохновила наш народ на сопротивление многочисленным агрессорам, пытавшимся навязать чуждые нам мировоззренческие ценности. Поэтому текущий переломный этап в жизни народа Алании, когда он вновь ведет борьбу за свое национально-государственное единство, сохранение своей многотысячелетней  традиционной культуры, актуализирует значимость правильного восприятия и популяризации образа легендарного Царазон Ас-Багатара, который вел бескомпромиссную борьбу со всякого рода перерожденцами и приспособленцами.

Исчерпывающее представление о личностных, статусных характеристиках, которые были присущи этому национальному герою Алании, дают маркеры, зафиксированные вербальными средствами в его архаичном имени. Здесь мы вновь сталкиваемся с потрясающей образностью языка северных иранцев (иронцев). Понятие Цæразон прошло через следующие трансформации: сæр (голова) + зонд (знание, разум) > сæразонд (разумная, знающая голова) > Цæразон. Именно от иронского (иранского) слова сæр, как явствует из сравнительного языкознания, произошло латинское – caesar (цезарь, кесарь); английское и французское – tsar; старонемецкое – keisar; славянское – царь и т.д. Поэтому ничего кроме легкой усмешки не могут вызывать утверждения ряда доморощенных историков о том, что возникновение родовых фамильных имен  народа ир восходит к позднему средневековью (XV-XVII вв.).

Не менее примечательна этимология словосочетания Ас-Бæгъатыр. Мы преднамеренно ушли от неоправданно возобладавшей в отечественной историографической литературе формы, которой картвелы (грузины) именовали своих северных соседей – ос, откуда происходит русскоязычное осетин (Ос-Бæгъатыр) и перешли к исторически более достоверной форме – ас (Ас-Бæгъатыр). Здесь Ас, как нетрудно догадаться, идентифицирует этнонациональную принадлежность носителя рассматриваемого имени (ас, аз, яс – истинный, блистательный). Сложное понятие Бæгъатыр, содержит в себе два неделимых реликта: бæгъ > богъ (бык) + тыр, тур (сила, воин), т.е. воинская сила, слава. Выявленный бестиарный образ быка, выступает в качестве символической универсалии, восходящей к одному из наиболее архаичных и почитаемых иронами божеству арийского пантеона Златокрылому Уастырджи – покровителю воинства.

Одним из материальных воплощений этой универсалии стал институт рыцарства средневековой Европы, где он получил широкое распространение. Следовательно, Ас-Бæгъатыр символизирует мужское, воинское начало народа ир (ир-ас-алан) под водительством Божьего Вестника Златокрылого Уастырджи. Таким образом, перед нами во всей своей красе тронное имя-титул иронского царя – Цæразон Ас-Бæгъатыр, содержащее целый набор как профанных (земных), так и сакральных (небесных) титулов. В нем как в капле воды отразилась многотысячелетняя титулатура Великих Воинов Света Иров-Асов. В его лице Алания имела достойного главу государства, единоличного правителя и в то же время первого среди равных, что вытекало из высокого статуса народного представительного Совета – Ныхас, который исторически был присущ североиранцам.

Вышеизложенное наглядно проявляет большую общественно-политическую значимость появления в сегодняшней Алании личностей масштаба соразмерного с ЦАРАЗОН АС-БАГАТАРОМ. Положив свою жизнь на алтарь победы своего народа над многочисленными врагами, он навсегда вошел в лик бессмертных. Закономерно превратившись со временем в образ-символ, его политическая деятельность стала своеобразным эталоном поведения государственного мужа. Своими героическими деяниями он как бы шлет нам, ныне живущим, послание из прошлого, содержащее призыв к общенациональной консолидации, воссозданию единой Алании.

Директор Института национального

развития им. Царазон Ас-Багатара,

профессор Хадзымат ДЗАНАЙТЫ